Все мы родом из детства. Основные периоды развития семьи.

 Основное влияние на воспитание и здоровье ребёнка оказывает семья. Более двух веков назад об этом написал в своем стихотворении  немецкий поэт Себостьян Брант:

Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому.

Родители- пример ему.

Кто при жене и детях груб, кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит от них всё то, чему их учит.

Там, где аббат не враг вина, вся братия пьяным пьяна.

  Не волк воспитывал овец, походку раку дал отец.

  Коль видят нас и слышат дети, мы за дела свои в ответе.

  И за слова: легко толкнуть детей на нехороший путь.

  Держи в приличии свой дом, чтобы не каяться потом

"Все мы родом из детства". Все- и хорошее, и плохое - человек получает в семье, именно она является важнейшей средой формирования его личности.

 Факторы, которые влияют на формирование личности ребёнка, можно разделить на три группы:

  • Микросреда семьи, в которой осуществляется приобщение детей к социальным ценностям и ролям, постепенное знакомство со сложностями и противоречиями современного мира;
  • Внутри- и внесемейная деятельность;
Семейное воспитание - систематическое целенаправленное воздействие  на ребёнка взрослых членов семьи и семейного уклада.
 Эти факторы составляют ту основу педагогики семейных отношений, о которой  А.С. Макаренко писал в "Книге для родителей":
 "Ваше собственное поведение -самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету-все это имеет для ребёнка большое значение. А если дома вы грубы или хвастливы, или вы пьянствуете, а ещё хуже, если вы оскорбляете мать, вы уже воспитываете их плохо, и ваше недостойное поведение будет иметь самые печальные последствия"
 Ребёнок копирует поведение взрослых. Дети видят даже то, что мы хотим скрыть от них. Вольно и невольно они перенимают опыт своих родителей.   
         Родительский дом, семья являются для человека самым главным. Это истоки, от которых начинается течение человеческой   жизни.
 Заложенное семьей нравственное начало человек пронесёт через всю жизнь. Её вехи будут отмечены через призму обращения к своему социальному опыту, содержание сформирует собственный стиль. 
Тот или иной стиль жизни либо благоприятствует, либо, напротив, препятствует полноценному социальному становлению личности. 
От этого зависят здоровье человека, его успешность, профессиональная состоятельность, семейное счастье- вся его жизнь.  
 Проблема родителей и детей существовала во все времена. Современное общество не исключение. Оно поставило родителей и детей в такие отношения, которые усложняют их жизнь. 
Одной из таких проблем является кризис семьи.
 Большинство семей однодетны и состоят из одного поколения. Поэтому отсутствует воспитательный фактор братьев, сестер, бабушек, дедушек. Увеличилось число разводов, значит, растёт число неполных семей. То есть усиливается женское воспитательное влияние. 
Многие молодые родители, вынужденные много работать, свели на "нет" общение со своими детьми.           
   Кризис семьи усиливает и государство, выдвигая на первый план общественные и производственные задачи как наиболее важные для развития страны. 
Необходимо "вернуть" родителей в семью, помочь им осознать свой родительский долг перед детьми, преодолеть родительскую лень, неуверенность, увидеть свои родительские возможности. Ибо ошибки и просчеты в воспитании могут оказаться невосполнимыми и явиться следствием асоциального поведения детей (преступления, наркомания, психические расстройства).
     Семья играет главную роль в воспитании и обучении ребёнка дошкольного возраста.  Семья в лице её членов воздействует на ребёнка постоянно и поэтому важно, чтобы это воздействие было благоприятным и позитивно влияло на развитие ребёнка. Чем старше становиться ребёнок, тем в большей степени в процесс воспитания начинают включаться общественные институты (детский сад, школа). Но как бы ни было велико и значительно участие в воспитании ребёнка общественных институтов, семью трудно заменить.

Основные периоды развития семьи
 Основные периоды развития семьи могут быть описаны через эволюцию функций её членов, определяющих следующие стадии.
1.Стадия формирования семьи
Партнёрские функции:
осознание партнёрских отношений, укрепление взаимоотношений между супругами;
- создание сексуальных отношений, удовлетворяющих обоих;
- развитие взаимопонимания на основе свободного проявления своих чувств;
- налаживание отношений с родителями и другими родственниками;
- беседы между супругами о браке и будущем семьи.
2. Семья, ждущая ребёнка, и семья с младенцем
Родительские функции:
- привыкание к мысли о беременности и рождении ребёнка;
- подготовка к материнству и отцовству, привыкание к роли отца и матери;
- адаптация к новой жизни, связанной с появлением ребенка;
- создание в семье атмосферы, благоприятной для ребёнка;
- забота о потребностях ребёнка;
- распределение обязанностей по дому и уходу за ребёнком.
Функции ребёнка:
- ребёнок зависим от матери и начинает доверять ей;
- появление привязанностей;
- овладение навыками простейшего социального взаимодействия;
- развитие координации движений рук и глаз;
- овладение словами, короткими фразами, речью.
3. Семья с ребёнком дошкольного возраста
Функции семьи и родителей:
- формирование интересов и потребностей ребёнка;
- преодоление чувства пресыщения материнством (отцовством) и раздражения по поводу хронической нехватки времени для собственных нужд;
- поиск квартиры, соответствующей потребностям семьи;
- привыкание к возросшим в связи с рождением ребёнка материальным затратам;
- распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях;
поддержка сексуальных отношений, удовлетворяющих обоих, и беседы о будущих детях;
- сохранение прежнего круга друзей и своих увлечений вне дома ( в зависимости от возможностей семьи);
- выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций, беседы родителей о воспитании детей.
Функции ребенка:
- привыкание к самостоятельности;
- выполнение родительских требований по соблюдению чистоты (опрятность во время еды, гигиена половых органов);
- приспособление к запретам со стороны родителей;
- проявление интереса к товарищам по играм;
- стремление быть как мама или папа.
4. Семья школьника
Функции семьи и родителей:
- воспитание у детей интереса к научным и практическим знаниям;
- поддержка увлечений ребёнка;
- дальнейшее развитие взаимоотношений в семье;
- взаимодействие с родителями других школьников.
Функции ребёнка:
- получение навыков, необходимых для школьного образования;
- стремление быть полноправным и готовым к сотрудничеству членом семьи;
- постепенный отход от родителей, осознание себя личностью, которую любят и уважают;
- включенность в группу сверстников, совместная с ними деятельность;
- знакомства с правилами поведения и моралью группы;
- расширение словарного запаса и развитие речи, позволяющее четко излагать свои мысли;
- осознание значения причинно-следственных связей и формирование научной картины мира.
5. Семья с ребёнком старшего школьного возраста
Функции семьи и родителей:
- передача ответственности и свободы действий ребёнку по мере взросления и развития его самостоятельности;
-подготовка к новому периоду жизни семьи;
- определение функций семьи, распределение обязанностей и разделение ответственности между членами семьи;
- поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
- воспитание взрослеющих детей на достойных образцах, собственном примере взрослого мужчины, добропорядочного супруга любящего, но знающего меру отца (взрослой женщины, женщины и матери);
- понимание и принятие индивидуальности ребёнка, доверие и уважение к нему как к личности.
Функции подростка:
- положительное отношение к собственному полу и происходящим физиологическим изменениям;
- прояснение для себя роли мужчины или женщины;
-ощущение принадлежности к своему поколению;
-достижение эмоциональной независимости, отход от родителей;
-выбор профессии, стремление к материальной независимости;
- подготовка к дружбе со сверстником противоположного пола, браку и созданию семьи;
- постепенное формирование собственного мировоззрения.
 6. Семья с взрослым ребёнком, входящим в мир
Функции родителей:
- отрыв от взрослеющего ребёнка, способность отказаться от прежней власти над ним;
-внушение ребёнку, что в любых жизненных ситуациях всегда получит помощь под родительским кровом;
-создание благожелательной обстановки для новых членов семьи, пришедших в нее через брачные связи;
-забота о супружеских  отношениях при новой структуре семьи;
-спокойное вступление в новую стадию брака и подготовка к выполнению роли бабушки и дедушки;
создание хороших отношений между собственной семьей и семьей взрослого ребёнка; уважение самостоятельности и индивидуальности обеих семей.
Функции молодых:
- осознание себя самостоятельным человеком, умеющим отвечать за свои поступки;
- создание прочных и в то же время гибких и обоюдо-приемлемых отношений со своим будущим супругом (ой);
- положительное отношение к собственной сексуальности и ее удовлетворение в отношениях с партнёром;
- создание собственной системы ценностей мировоззрения, своего уклада жизни;
-знакомство с задачами развития партнёрских отношений при формировании семьи.
7. Семья среднего возраста "пустое гнездо"
Партнерские функции:
- обновление супружеских отношений;
-приспособление к возрастным физиологическим изменениям;
-творческое использование свободного времени;
- укрепление взаимоотношений с родственниками и друзьями;
- вхождение в роль бабушки ( дедушки).
Функции взрослого ребёнка:
- заботливое, но независимое отношение к родителям;
- поддержка их в новой роли пожилых людей.
8. Постаревшая семья
Функции пожилых родителей:
- формирование собственного отношения к смерти и одиночеству;
-изменение дома в соответствии с потребностями пожилых людей;
-приспособление к жизни на пенсии;
-соотнесённость привязанностей с возрастными изменениями;
- подготовка к неизбежному концу жизни, обретение веры, которая поможет спокойно завершить свой жизненный путь.
Функции детей пожилых родителей:
-наряду с функциями по развитию собственной семейной жизни проявить заботу о престарелых родителях;
- помогать им, если это необходимо, материально и духовно;
подготовиться к окончательному уходу родителей;
-подготовить своих детей к потере бабушки ( дедушки).

Любая семья создается ради рождения ребёнка. То, каким он будет, имеет для любого родителя особый смысл. Главное-ЭТО ЗДОРОВЬЕ И СЧАСТЬЕ РЕБЁНКА.

Комментарии

Популярные сообщения