Основные периоды развития семьи
Основные периоды развития семьи могут быть описаны через эволюцию функций её членов, определяющих следующие стадии.
1.Стадия формирования семьи
Партнёрские функции:
- осознание партнёрских отношений, укрепление взаимоотношений между супругами;
- создание сексуальных отношений, удовлетворяющих обоих;
- развитие взаимопонимания на основе свободного проявления своих чувств;
- налаживание отношений с родителями и другими родственниками;
- беседы между супругами о браке и будущем семьи.
2. Семья, ждущая ребёнка, и семья с младенцем
Родительские функции:
- привыкание к мысли о беременности и рождении ребёнка;
- подготовка к материнству и отцовству, привыкание к роли отца и матери;
- адаптация к новой жизни, связанной с появлением ребенка;
- создание в семье атмосферы, благоприятной для ребёнка;
- забота о потребностях ребёнка;
- распределение обязанностей по дому и уходу за ребёнком.
Функции ребёнка:
- ребёнок зависим от матери и начинает доверять ей;
- появление привязанностей;
- овладение навыками простейшего социального взаимодействия;
- развитие координации движений рук и глаз;
- овладение словами, короткими фразами, речью.
3. Семья с ребёнком дошкольного возраста
Функции семьи и родителей:
- формирование интересов и потребностей ребёнка;
- преодоление чувства пресыщения материнством (отцовством) и раздражения по поводу хронической нехватки времени для собственных нужд;
- поиск квартиры, соответствующей потребностям семьи;
- привыкание к возросшим в связи с рождением ребёнка материальным затратам;
- распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях;
- поддержка сексуальных отношений, удовлетворяющих обоих, и беседы о будущих детях;
- сохранение прежнего круга друзей и своих увлечений вне дома ( в зависимости от возможностей семьи);
- выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций, беседы родителей о воспитании детей.
Функции ребенка:
- привыкание к самостоятельности;
- выполнение родительских требований по соблюдению чистоты (опрятность во время еды, гигиена половых органов);
- приспособление к запретам со стороны родителей;
- проявление интереса к товарищам по играм;
- стремление быть как мама или папа.
4. Семья школьника
Функции семьи и родителей:
- воспитание у детей интереса к научным и практическим знаниям;
- поддержка увлечений ребёнка;
- дальнейшее развитие взаимоотношений в семье;
- взаимодействие с родителями других школьников.
Функции ребёнка:
- получение навыков, необходимых для школьного образования;
- стремление быть полноправным и готовым к сотрудничеству членом семьи;
- постепенный отход от родителей, осознание себя личностью, которую любят и уважают;
- включенность в группу сверстников, совместная с ними деятельность;
- знакомства с правилами поведения и моралью группы;
- расширение словарного запаса и развитие речи, позволяющее четко излагать свои мысли;
- осознание значения причинно-следственных связей и формирование научной картины мира.
5. Семья с ребёнком старшего школьного возраста
Функции семьи и родителей:
- передача ответственности и свободы действий ребёнку по мере взросления и развития его самостоятельности;
-подготовка к новому периоду жизни семьи;
- определение функций семьи, распределение обязанностей и разделение ответственности между членами семьи;
- поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
- воспитание взрослеющих детей на достойных образцах, собственном примере взрослого мужчины, добропорядочного супруга любящего, но знающего меру отца (взрослой женщины, женщины и матери);
- понимание и принятие индивидуальности ребёнка, доверие и уважение к нему как к личности.
Функции подростка:
- положительное отношение к собственному полу и происходящим физиологическим изменениям;
- прояснение для себя роли мужчины или женщины;
-ощущение принадлежности к своему поколению;
-достижение эмоциональной независимости, отход от родителей;
-выбор профессии, стремление к материальной независимости;
- подготовка к дружбе со сверстником противоположного пола, браку и созданию семьи;
- постепенное формирование собственного мировоззрения.
6. Семья с взрослым ребёнком, входящим в мир
Функции родителей:
- отрыв от взрослеющего ребёнка, способность отказаться от прежней власти над ним;
-внушение ребёнку, что в любых жизненных ситуациях всегда получит помощь под родительским кровом;
-создание благожелательной обстановки для новых членов семьи, пришедших в нее через брачные связи;
-забота о супружеских отношениях при новой структуре семьи;
-спокойное вступление в новую стадию брака и подготовка к выполнению роли бабушки и дедушки;
создание хороших отношений между собственной семьей и семьей взрослого ребёнка; уважение самостоятельности и индивидуальности обеих семей.
Функции молодых:
- осознание себя самостоятельным человеком, умеющим отвечать за свои поступки;
- создание прочных и в то же время гибких и обоюдо-приемлемых отношений со своим будущим супругом (ой);
- положительное отношение к собственной сексуальности и ее удовлетворение в отношениях с партнёром;
- создание собственной системы ценностей мировоззрения, своего уклада жизни;
-знакомство с задачами развития партнёрских отношений при формировании семьи.
7. Семья среднего возраста "пустое гнездо"
Партнерские функции:
- обновление супружеских отношений;
-приспособление к возрастным физиологическим изменениям;
-творческое использование свободного времени;
- укрепление взаимоотношений с родственниками и друзьями;
- вхождение в роль бабушки ( дедушки).
Функции взрослого ребёнка:
- заботливое, но независимое отношение к родителям;
- поддержка их в новой роли пожилых людей.
8. Постаревшая семья
Функции пожилых родителей:
- формирование собственного отношения к смерти и одиночеству;
-изменение дома в соответствии с потребностями пожилых людей;
-приспособление к жизни на пенсии;
-соотнесённость привязанностей с возрастными изменениями;
- подготовка к неизбежному концу жизни, обретение веры, которая поможет спокойно завершить свой жизненный путь.
Функции детей пожилых родителей:
-наряду с функциями по развитию собственной семейной жизни проявить заботу о престарелых родителях;
- помогать им, если это необходимо, материально и духовно;
- подготовиться к окончательному уходу родителей;
-подготовить своих детей к потере бабушки ( дедушки).
Любая семья создается ради рождения ребёнка. То, каким он будет, имеет для любого родителя особый смысл. Главное-ЭТО ЗДОРОВЬЕ И СЧАСТЬЕ РЕБЁНКА.
Комментарии
Отправить комментарий