Ребенок в алкогольной семье
Дети,
живущие в алкогольной семье (то есть видящие своих родителей пьяными каждую
неделю, а то и чаще), заслуживают особого разговора. К сожалению, таких семей с
каждым годом становится все больше. Сыновья и дочери поклонников дурмана
нуждаются во внимании и заботе со стороны психологов, воспитателей. Однако для
того чтобы оказать помощь такому ребенку, взрослый должен представлять, с
какими проблемами малышу приходится сталкиваться ежедневно.
Что же
характерно для алкогольной семьи? ( Возьмём на заметку , что все приведенные
ниже признаки присущи и семьям наркоманов.
- Размытость, нечеткость границ норм поведения.
Поскольку вся жизнь семьи неупорядочена, непредсказуема, то дети часто не
знают, какие их чувства, переживания, поступки являются «нормальными», а какие
– нет, и поэтому с трудом ориентируется в мире благополучных людей.
- Отрицание. В жизни алкогольной семьи так много
построено на лжи, что ребенку становится очень сложно распознать правду.
Отрицание перед посторонними происходящего в доме носит почти навязчивый характер.
Семья старается всячески скрыть «позор», и ребенок с трудом понимает, что же на
самом деле происходит вокруг него.
- Недостаток тепла, любви членов семьи друг к другу.
Поэтому у у малыша возникает страстное
желание привлечь к себе внимание окружающих любыми способами, в том числе и
социально негативными.
Перефразируя
классика, можно сказать, что все алкогольные семьи несчастливы одинаково.
Сходство проблем алкогольных семей обуславливает сходство психологических
проблем самих детей. В чем же они заключаются?
Как уже
говорилось выше, взрослые и ребенок, пытаясь скрыть происходящее, порой
начинают играть в игру «Давайте притворимся, что ту нас все хорошо!» Дети
оказываются жертвами двойного стандарта. Поэтому они боятся говорить открыто о
своих проблемах с другими (друзьями, родственниками), вырастают замкнутыми.
Малыши часто просто не подозревают, что имеют право посоветоваться, попросить
поддержки у окружающих. Случается, что и во взрослой жизни они продолжают
«детскую игру», пытаясь за пеленой самообмана скрыться от собственных проблем
(вместо того, чтобы решеть их).
Ребенок не
чувствует себя защищенным ни в семье, ни за ее пределами. В семье отношения
деспотичны, нередко основаны на грубости и жестокости. За пределами семьи малыш
постоянно ждет «разоблачения» когда окружающие догадаются о происходящем с его
родителями и будут, по его мнению, смеяться, жалеть, издеваться. Поэтому дети
алкоголиков зачастую становятся жестокими, агрессивными, испытывают чувство
неудовлетворенности (обиды на весь мир).
Ребёнок не
доверяет себе и не может адекватно оценивать самого себя. Дело в том, что в
семье он видит и слышит много такого, что содержит в себе противоречивый смысл.
Так, отец, страдающий алкоголизмом, может быть ласковым, внимательным, заботливым,
когда он трезв, и агрессивным, несправедливым в момент опьянения. Ребёнок не может осознать причину такого противоречия
и в результате перестает доверять своим чувствам и оценкам. Итогом бывает
формирование неадекватной самооценки-завышенной или заниженной, что в
значительной степени мешает нормально
адаптироваться в окружающем мире.
Страхи и
дурные предчувствия являются постоянным фоном жизни ребенка в алкогольной
семье. Мальчик или девочка привыкают ждать от жизни неприятных сюрпризов (ведь
каждый день, приходя домой, они
испытывают страх и сомнения - что
сегодня: скандал или спокойный вечер).
Такой пессимистичный
настрой сам по себе служит мощным стрессорным фактором и может
провоцировать в дальнейшем развитие депрессивных состояний.
Малыш в алкогольной
семье постоянно испытывает разочарования. Ведь взрослые не соответствуют
ожиданиям ребенка ( они непохожи на пап и мам из «нормальных» семей) и не в
состоянии выполнить свои обещания: то забудут что-то приготовить для детского
сада, то у них нет времени отвести ребенка на праздник, то нет денег на
обещанную игру, санки, коньки… Дети учатся не доверять окружающим. В дальнейшем
это серьезно отражается на их жизни, в первую очередь, на характере
взаимоотношений в собственных семьях.
Для детей алкоголиков
характерно или слишком быстрое взросление, или инфантелизм. И то и другое
служит своеобразной психологической защитой. Так, нередко ребенок берет на себя
заботу о младших братьях и сестрах или даже собственных родителях, не способных
позаботиться о себе. Бывает, что жена алкоголика делает ребенка поверенным
собственных тайн, пытается совместно обсуждать семейные проблемы, даже просит
совета. Все это может льстить малышу, тем более, проявляя себя «взрослым», он надеется завоевать
внимание и одобрение, которого ему не хватает в жизни. Однако при этом ребенок
теряет детство, не получает крайне важного для будущего опыта игр, общения со
сверстниками. Во взрослой жизни у таких людей появляется чувство обделённости,
обиды, они воспринимают все слишком прямолинейно, без полутонов, не понимают
легкомыслия, не в состоянии оценить шутку.
В некоторых
же случаях ребенок старается как можно дольше оставаться «Маленьким»,
демонстрируя свою несамостоятельность, беззащитность. Таким образом он пытается
получить у окружающих столь недостающие ему любовь и тепло. Однако этот образ
«малыша» в дальнейшем может быть перенесен и во взрослую жизнь. Такие люди
почти всегда оказываются безответственными, не способными отвечать за
собственные поступки, брать на себя заботу о других.
Как
правило, для детей из алкогольных семей характерна вера в определенные мифы. По
исследованиям психологов наиболее распространены такие: «Именно я - причина
болезни отца или матери, а значит,
именно на мне лежит ответственность за выздоровление». Малыш начинает думать,
что если он будет прилежно учиться, слушаться взрослых, не капризничать, то все
станет хорошо. Он пытается поверить, что может что-то изменить, что есть какое-то
магическое решение, позволяющее исправить ситуацию, и принимает на себя роль
спасателя семьи.
Ребенок
надеется и на то, что «вот придет кто-то или случится что-то и все это
изменится». Этот миф вырастает из чувства собственного бессилия и снимает с
него мнимую вину, возлагая ее на какую-то внешнюю силу.
В принципе,
нет ничего плохого в том, что маленький человек фантазирует. Однако обращение к
мифам такого рода может способствовать развитию привычки прятаться от
собственных проблем, во взрослой жизни «плыть по воле волн".
Можно
сказать, что дети в алкогольной семье играют определенные роли.
Герой семьи, ответственный ребенок. Считает себя в
ответе за все, старается сделать больше, чем может, стремится заслужить
наивысшую оценку окружающих.
Проблемный
ребенок, «козел отпущения». Использует всевозможные способы для привлечения
к себе внимания, бросает вызов окружающим своим поведением.
Потерянный ребенок, кроткий ребенок. Держится
изолированно от всей семьи, живет фантазиями. Сильно страдает от одиночества.
Любит помогать оказавшимся в беде, свои же трудности считает не стоящими
внимания.
Любимец семьи, талисман семьи, шут. Привыкает к
постоянному вниманию и опеке со стороны взрослых, требует такого же внимания и
от всех окружающих.
Один и тот же
ребенок может в разных обстоятельствах выбирать разные роли. Опасность
заключается в том, что если такие дети вовремя не получат необходимую
психологическую коррекцию, то в дальнейшем жизнь их будет крайне осложнена.
Так, проблемный ребенок может стать неуправляемым скандалистом, «герой семьи»
сверхответственным, педантичным, взваливающим на свои плечи больше того, с чем
может справиться, и т.д.
Роль шута-играющий ее ребенок часто находится в центре внимания. Он все время
балагурит, привлекает окружающих шутками, смешным поведением,
несерьезностью. Имеет очень плохую концентрацию внимания, гиперактивное
поведение, все это — способы снятия напряжения, характерные для детей,
находящихся в роли «шута», «семейного талисмана». Внутри у такого
ребенка — страх, гнев, отверженность. Надо сказать, что и у детей из
семей с другими дисфункциями могут быть проявления вышеописанных ролей,
но в семьях, где есть алкоголизм и наркомания, эти роли очень жестко
закреплены. Дети алкоголиков чаще, чем другие, обнаруживают
признаки тревоги и беспокойства даже в тех случаях, когда для этого нет
повода. Педагоги могут заметить, что ребенок бывает чрезвычайно
взволнован как перед ответственной игрой, так и перед обыденным
обедом. Таким образом сбрасывается тревога, связанная с
семейной ситуацией.
Дети могут быть гиперобидчивыми и часто плакать, или, наоборот, все время провоцировать ссоры и конфликты. Иногда такие дети как бы прилипают к своему педагогу или к кому-либо из сверстников и очень ревнуют объект своего внимания, могут обижаться и капризничать.
Недостаток эмоциональной теплоты и поддержки серьезно затрудняет нормальное формирование у ребенка чувства собственного достоинства.
Об этом нужно постоянно помнить взрослым, которым приходится общаться с детьми поклонников дурмана. Подумайте, может быть, именно вы способны повлиять на жизнь такого ребенка, сделать ее легче и счастливее.
Безопасное место
Без помощи и поддержки практически невозможно выйти из этих жестко закрепленных ролей, и по мере взросления ребенок начинает использовать какие-либо инструменты расслабления. Это инструменты, которые он видел у себя в семье.
Если дети получают помощь и поддержку от специалистов, то даже поведение, навязанное ролью, можно корректировать и модифицировать.
Для всех детей, находящихся в ролях, будет большой помощью наличие места, где ребенок может рассказать о своих страхах и переживаниях, поделиться тем, что происходит в семье.Это могут быть воспитатели,заботливые соседи, родственники, хорошие знакомые. Дети из алкогольных семей обычно очень качественно выполняют задачу сохранения секретов семьи. Болью и проблемой скорее поделится жена алкоголика, чем его ребенок. Только если ребенок будет доверять взрослому, он расскажет, что на самом деле происходит в семье.
Рекомендации
Для практической помощи детям из алкогольных семей можно дать следующие рекомендации.
- Ребенку в роли « семейный герой» важно уделять внимание, когда у него что-то не получается; необходимо отделить его личность от его достижений; помочь ему знать и принимать, что ошибаться — нормально и ошибка не означает, что он — плохой. Так же важно помочь ему научиться распознавать свои чувства и уметь выражать их. Необходимо, чтобы ребенок понял, от какого занятия, увлечения он получает удовольствие, расслабление, а не только делает потому, что «надо».
- «Бунтарю» важно дать понять, когда его поведение неуместно. Устанавливать границы и быть в этом последовательными. Четко объяснять ребенку, за что именно он отвечает, не проявлять чувство жалости к нему, игнорировать грубое поведение и всегда хвалить за достойное поведение.
- К детям в роли « потерянный ребенок» всегда надо обращаться по имени и в присутствии других детей обозначать их сильные стороны, поощрять инициативу. В групповых опросах нужно не давать им отмалчиваться, иногда спрашивать первыми.
- «Клоуну» необходимо давать поручения и спрашивать за выполнение поручения точно в назначенный срок. Важно поощрять его юмор тогда, когда он уместен, и не обращать внимания, если ребенок паясничает.
И конечно, все дети обязательно нуждаются в выслушивании, оно само по себе является целебным. Выслушивая ребенка, взрослый может удовлетворить сразу несколько его потребностей: в принятии, в свободе говорить, во внимании.
Первое, что мы можем сделать, — обратить внимание, кто из детей в группе сверстников всегда играет одну и ту же жестко закрепленную роль. На основании этого наблюдения нужно рекомендовать родителям посещение семейного психолога для консультации
Дети могут быть гиперобидчивыми и часто плакать, или, наоборот, все время провоцировать ссоры и конфликты. Иногда такие дети как бы прилипают к своему педагогу или к кому-либо из сверстников и очень ревнуют объект своего внимания, могут обижаться и капризничать.
Недостаток эмоциональной теплоты и поддержки серьезно затрудняет нормальное формирование у ребенка чувства собственного достоинства.
Об этом нужно постоянно помнить взрослым, которым приходится общаться с детьми поклонников дурмана. Подумайте, может быть, именно вы способны повлиять на жизнь такого ребенка, сделать ее легче и счастливее.
Безопасное место
Без помощи и поддержки практически невозможно выйти из этих жестко закрепленных ролей, и по мере взросления ребенок начинает использовать какие-либо инструменты расслабления. Это инструменты, которые он видел у себя в семье.
Если дети получают помощь и поддержку от специалистов, то даже поведение, навязанное ролью, можно корректировать и модифицировать.
Для всех детей, находящихся в ролях, будет большой помощью наличие места, где ребенок может рассказать о своих страхах и переживаниях, поделиться тем, что происходит в семье.Это могут быть воспитатели,заботливые соседи, родственники, хорошие знакомые. Дети из алкогольных семей обычно очень качественно выполняют задачу сохранения секретов семьи. Болью и проблемой скорее поделится жена алкоголика, чем его ребенок. Только если ребенок будет доверять взрослому, он расскажет, что на самом деле происходит в семье.
Рекомендации
Для практической помощи детям из алкогольных семей можно дать следующие рекомендации.
- Ребенку в роли « семейный герой» важно уделять внимание, когда у него что-то не получается; необходимо отделить его личность от его достижений; помочь ему знать и принимать, что ошибаться — нормально и ошибка не означает, что он — плохой. Так же важно помочь ему научиться распознавать свои чувства и уметь выражать их. Необходимо, чтобы ребенок понял, от какого занятия, увлечения он получает удовольствие, расслабление, а не только делает потому, что «надо».
- «Бунтарю» важно дать понять, когда его поведение неуместно. Устанавливать границы и быть в этом последовательными. Четко объяснять ребенку, за что именно он отвечает, не проявлять чувство жалости к нему, игнорировать грубое поведение и всегда хвалить за достойное поведение.
- К детям в роли « потерянный ребенок» всегда надо обращаться по имени и в присутствии других детей обозначать их сильные стороны, поощрять инициативу. В групповых опросах нужно не давать им отмалчиваться, иногда спрашивать первыми.
- «Клоуну» необходимо давать поручения и спрашивать за выполнение поручения точно в назначенный срок. Важно поощрять его юмор тогда, когда он уместен, и не обращать внимания, если ребенок паясничает.
И конечно, все дети обязательно нуждаются в выслушивании, оно само по себе является целебным. Выслушивая ребенка, взрослый может удовлетворить сразу несколько его потребностей: в принятии, в свободе говорить, во внимании.
Первое, что мы можем сделать, — обратить внимание, кто из детей в группе сверстников всегда играет одну и ту же жестко закрепленную роль. На основании этого наблюдения нужно рекомендовать родителям посещение семейного психолога для консультации
Комментарии
Отправить комментарий