Ребенок в алкогольной семье



«Ребенок в алкогольной семье»
   Дети, живущие в алкогольной семье (то есть видящие своих родителей пьяными каждую неделю, а то и чаще), заслуживают особого разговора. К сожалению, таких семей с каждым годом становится все больше. Сыновья и дочери поклонников дурмана нуждаются во внимании и заботе со стороны психологов, воспитателей. Однако для того чтобы оказать помощь такому ребенку, взрослый должен представлять, с какими проблемами малышу приходится сталкиваться ежедневно.
  Что же характерно для алкогольной семьи? ( Возьмём на заметку , что все приведенные ниже признаки присущи и семьям наркоманов.
- Размытость, нечеткость границ норм поведения. Поскольку вся жизнь семьи неупорядочена, непредсказуема, то дети часто не знают, какие их чувства, переживания, поступки являются «нормальными», а какие – нет, и поэтому с трудом ориентируется в мире благополучных людей.
- Отрицание. В жизни алкогольной семьи так много построено на лжи, что ребенку становится очень сложно распознать правду. Отрицание перед посторонними происходящего в доме носит почти навязчивый характер. Семья старается всячески скрыть «позор», и ребенок с трудом понимает, что же на самом деле происходит вокруг него.
- Недостаток тепла, любви членов семьи друг к другу. Поэтому у  у малыша возникает страстное желание привлечь к себе внимание окружающих любыми способами, в том числе и социально негативными.
  Перефразируя классика, можно сказать, что все алкогольные семьи несчастливы одинаково. Сходство проблем алкогольных семей обуславливает сходство психологических проблем самих детей. В чем же они заключаются?
  Как уже говорилось выше, взрослые и ребенок, пытаясь скрыть происходящее, порой начинают играть в игру «Давайте притворимся, что ту нас все хорошо!» Дети оказываются жертвами двойного стандарта. Поэтому они боятся говорить открыто о своих проблемах с другими (друзьями, родственниками), вырастают замкнутыми. Малыши часто просто не подозревают, что имеют право посоветоваться, попросить поддержки у окружающих. Случается, что и во взрослой жизни они продолжают «детскую игру», пытаясь за пеленой самообмана скрыться от собственных проблем (вместо того, чтобы решеть их).
   Ребенок не чувствует себя защищенным ни в семье, ни за ее пределами. В семье отношения деспотичны, нередко основаны на грубости и жестокости. За пределами семьи малыш постоянно ждет «разоблачения» когда окружающие догадаются о происходящем с его родителями и будут, по его мнению, смеяться, жалеть, издеваться. Поэтому дети алкоголиков зачастую становятся жестокими, агрессивными, испытывают чувство неудовлетворенности (обиды на весь мир).
  Ребёнок не доверяет себе и не может адекватно оценивать самого себя. Дело в том, что в семье он видит и слышит много такого, что содержит в себе противоречивый смысл. Так, отец, страдающий алкоголизмом, может быть ласковым, внимательным, заботливым, когда он трезв, и агрессивным, несправедливым в момент опьянения. Ребёнок  не может осознать причину такого противоречия и в результате перестает доверять своим чувствам и оценкам. Итогом бывает формирование неадекватной самооценки-завышенной или заниженной, что в значительной степени мешает нормально  адаптироваться в окружающем мире.
 Страхи и дурные предчувствия являются постоянным фоном жизни ребенка в алкогольной семье. Мальчик или девочка привыкают ждать от жизни неприятных сюрпризов (ведь каждый день, приходя  домой, они испытывают страх и сомнения -  что сегодня:  скандал или спокойный вечер).
Такой пессимистичный  настрой сам по себе служит мощным стрессорным фактором и может провоцировать в дальнейшем развитие депрессивных состояний.
  Малыш в алкогольной семье постоянно испытывает разочарования. Ведь взрослые не соответствуют ожиданиям ребенка ( они непохожи на пап и мам из «нормальных» семей) и не в состоянии выполнить свои обещания: то забудут что-то приготовить для детского сада, то у них нет времени отвести ребенка на праздник, то нет денег на обещанную игру, санки, коньки… Дети учатся не доверять окружающим. В дальнейшем это серьезно отражается на их жизни, в первую очередь, на характере взаимоотношений в собственных семьях.
    Для детей алкоголиков характерно или слишком быстрое взросление, или инфантелизм. И то и другое служит своеобразной психологической защитой. Так, нередко ребенок берет на себя заботу о младших братьях и сестрах или даже собственных родителях, не способных позаботиться о себе. Бывает, что жена алкоголика делает ребенка поверенным собственных тайн, пытается совместно обсуждать семейные проблемы, даже просит совета. Все это может льстить малышу, тем более, проявляя  себя «взрослым», он надеется завоевать внимание и одобрение, которого ему не хватает в жизни. Однако при этом ребенок теряет детство, не получает крайне важного для будущего опыта игр, общения со сверстниками. Во взрослой жизни у таких людей появляется чувство обделённости, обиды, они воспринимают все слишком прямолинейно, без полутонов, не понимают легкомыслия, не в состоянии оценить шутку.
  В некоторых же случаях ребенок старается как можно дольше оставаться «Маленьким», демонстрируя свою несамостоятельность, беззащитность. Таким образом он пытается получить у окружающих столь недостающие ему любовь и тепло. Однако этот образ «малыша» в дальнейшем может быть перенесен и во взрослую жизнь. Такие люди почти всегда оказываются безответственными, не способными отвечать за собственные поступки, брать на себя заботу о других.
   Как правило, для детей из алкогольных семей характерна вера в определенные мифы. По исследованиям психологов наиболее распространены такие: «Именно я - причина болезни отца  или матери, а значит, именно на мне лежит ответственность за выздоровление». Малыш начинает думать, что если он будет прилежно учиться, слушаться взрослых, не капризничать, то все станет хорошо. Он пытается поверить, что может что-то изменить, что есть какое-то магическое решение, позволяющее исправить ситуацию, и принимает на себя роль спасателя семьи.
  Ребенок надеется и на то, что «вот придет кто-то или случится что-то и все это изменится». Этот миф вырастает из чувства собственного бессилия и снимает с него мнимую вину, возлагая ее на какую-то внешнюю силу.
  В принципе, нет ничего плохого в том, что маленький человек фантазирует. Однако обращение к мифам такого рода может способствовать развитию привычки прятаться от собственных проблем, во взрослой жизни «плыть по воле волн".
   Можно сказать, что дети в алкогольной семье играют определенные роли.
  Герой семьи, ответственный ребенок. Считает себя в ответе за все, старается сделать больше, чем может, стремится заслужить наивысшую оценку окружающих.
  Проблемный ребенок, «козел отпущения». Использует всевозможные способы для привлечения к себе внимания, бросает вызов окружающим своим поведением.
   Потерянный ребенок, кроткий ребенок. Держится изолированно от всей семьи, живет фантазиями. Сильно страдает от одиночества. Любит помогать оказавшимся в беде, свои же трудности считает не стоящими внимания.
  Любимец семьи, талисман семьи, шут. Привыкает к постоянному вниманию и опеке со стороны взрослых, требует такого же внимания и от всех окружающих.
  Один и тот же ребенок может в разных обстоятельствах выбирать разные роли. Опасность заключается в том, что если такие дети вовремя не получат необходимую психологическую коррекцию, то в дальнейшем жизнь их будет крайне осложнена. Так, проблемный ребенок может стать неуправляемым скандалистом, «герой семьи» сверхответственным, педантичным, взваливающим на свои плечи больше того, с чем может справиться, и т.д.
 Роль шута-играющий ее ребенок часто находится в центре внимания. Он все время балагурит, привлекает окружающих шутками, смешным поведением, несерьезностью. Имеет очень плохую концентрацию внимания, гиперактивное поведение, все это — способы снятия напряжения, характерные для детей, находящихся в роли «шута», «семейного талисмана». Внутри у такого ребенка — страх, гнев, отверженность. Надо сказать, что и у детей из семей с другими дисфункциями могут быть проявления вышеописанных ролей, но в семьях, где есть алкоголизм и наркомания, эти роли очень жестко закреплены. Дети алкоголиков чаще, чем другие, обнаруживают признаки тревоги и беспокойства даже в тех случаях, когда для этого нет повода. Педагоги могут заметить, что ребенок бывает чрезвычайно взволнован как перед ответственной игрой, так и перед обыденным обедом. Таким образом сбрасывается тревога, связанная с семейной ситуацией.
Дети могут быть гиперобидчивыми и часто плакать, или, наоборот, все время провоцировать ссоры и конфликты. Иногда такие дети как бы прилипают к своему педагогу или к кому-либо из сверстников и очень ревнуют объект своего внимания, могут обижаться и капризничать.
Недостаток эмоциональной теплоты и поддержки серьезно затрудняет нормальное формирование у ребенка чувства собственного достоинства.

 Об этом нужно постоянно помнить взрослым, которым приходится общаться с детьми поклонников дурмана. Подумайте, может быть, именно вы способны повлиять на жизнь такого ребенка, сделать ее легче и счастливее.
Безопасное место
Без помощи и поддержки практически невозможно выйти из этих жестко закрепленных ролей, и по мере взросления ребенок начинает использовать какие-либо инструменты расслабления. Это инструменты, которые он видел у себя в семье.
Если дети получают помощь и поддержку от специалистов, то даже поведение, навязанное ролью, можно корректировать и модифицировать.
Для всех детей, находящихся в ролях, будет большой помощью наличие места, где ребенок может рассказать о своих страхах и переживаниях, поделиться тем, что происходит в семье.Это могут быть воспитатели,заботливые соседи, родственники, хорошие знакомые. Дети из алкогольных семей обычно очень качественно выполняют задачу сохранения секретов семьи. Болью и проблемой скорее поделится жена алкоголика, чем его ребенок. Только если ребенок будет доверять взрослому, он расскажет, что на самом деле происходит в семье.

Рекомендации
Для практической помощи детям из алкогольных семей можно дать следующие рекомендации.
- Ребенку в роли « семейный герой» важно уделять внимание, когда у него что-то не получается; необходимо отделить его личность от его достижений; помочь ему знать и принимать, что ошибаться — нормально и ошибка не означает, что он — плохой. Так же важно помочь ему научиться распознавать свои чувства и уметь выражать их. Необходимо, чтобы ребенок понял, от какого занятия, увлечения он получает удовольствие, расслабление, а не только делает потому, что «надо».
- «Бунтарю» важно дать понять, когда его поведение неуместно. Устанавливать границы и быть в этом последовательными. Четко объяснять ребенку, за что именно он отвечает, не проявлять чувство жалости к нему, игнорировать грубое поведение и всегда хвалить за достойное поведение.
- К детям в роли « потерянный ребенок» всегда надо обращаться по имени и в присутствии других детей обозначать их сильные стороны, поощрять инициативу. В групповых опросах нужно не давать им отмалчиваться, иногда спрашивать первыми.
- «Клоуну» необходимо давать поручения и спрашивать за выполнение поручения точно в назначенный срок. Важно поощрять его юмор тогда, когда он уместен, и не обращать внимания, если ребенок паясничает.
И конечно, все дети обязательно нуждаются в выслушивании, оно само по себе является целебным. Выслушивая ребенка, взрослый может удовлетворить сразу несколько его потребностей: в принятии, в свободе говорить, во внимании.
Первое, что мы можем сделать, — обратить внимание, кто из детей в группе сверстников всегда играет одну и ту же жестко закрепленную роль. На основании этого наблюдения нужно рекомендовать родителям посещение семейного психолога для консультации

Комментарии

Популярные сообщения