Влияние взаимоотношений взрослых в семье на развитие ребёнка
Влияние взаимоотношений взрослых в семье на развитие ребёнка
В воспитании детей родительское влияние сплошь и рядом сильнее всех других влияний, от вдумчивого и внимательного отношения родителей в значительной степени зависит весь ход физического и душевного развития детей, их успехи в школе и будущие успехи в жизни.
Почему же семейное воспитание оказывает порой большее влияние на детей, чем общественное воспитание? Ведь в детском саду и в школе детей воспитывают и обучают специально подготовленные люди. Воспитание ведётся там в обстановке отвечающей требованиям науки. Поэтому надо было бы ожидать, что влияние детского сада или школы будут сильнее влияния семьи. Однако в жизни часто бывает наоборот.
Где же источник огромной силы воздействия семьи на ребёнка? Почему правильное воспитание ребёнка в семье облегчает работу детского сада и школы и, наоборот, неправильное семейное воспитание тормозит, а иногда и парализует усилия воспитателей и учителей?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос необходимо выяснить в чём заключается основное различие между жизнью ребёнка в семье и учреждениях общественного воспитания. Жизнь ребёнка в детском саду характеризуется правильностью и упорядоченностью. В детских садах существует строгий порядок, отвечающий требованиям гигиены и педагогики.Но в этой разумности есть доля искусственности.
В детском саду ребёнок живёт в специально приспособленной обстановке, под наблюдением и руководством специально подготовленных лиц. Всё там служит для одной цели-показать детям,как надо жить, как надо вести себя, как надо учиться. Совсем иную картину представляет собой жизнь ребёнка в семье.Здесь дети сами должны приспосабливаться к обстановке, которая часто мешает им жить своей жизнью. В свою очередь, дети иногда мешают жить взрослым. Возникают поводы для взаимных столкновений. Нет в семье и строгого порядка. Наоборот, очень часто там господствуют беспорядок, путаница.
Нередко в жизнь семьи врывается неожиданно что-то новое: появляются новые лица, гости, о чём-то шумно говорят, спорят; происходят необычные эпизоды.
Короче говоря, в семье ребёнок видит жизнь такой, какова она есть в действительности. И эта живая жизнь захватывает ребёнка и влияет на него сплошь и рядом сильнее, чем та искусственная и упорядоченная жизнь, какой он живёт в детском саду. Каждый день с утра до вечера, а иногда до поздней ночи семья показывает ребёнку образцы самых разнообразных форм поведения. Эти образцы исходят от лиц, которых ребёнок любит или боится, считает высшими авторитетами, которые обладают правом награждать и наказывать, разрешать и запрещать. Родители определяют, что хорошо и что плохо, что есть добро и зло, они же и решают, что хорошо или дурно поступил ребёнок, они же наказывают его за нарушение установленных ими правил. Надо ли удивляться, что при наших условиях образцы поведения, которые родители показывают своим детям обладают огромной силой? Отсюда становится понятным огромное ни с чем не сравнимое значение живого примера в семейном воспитании. Воспитание ребёнка требует от родителей вдумчивого отношения к своему собственному поведению. К сожалению, многие родители считают, что в воспитательной работе нужен контроль только за поведением ребёнка и не сознают, что такой односторонний контроль не может дать должных результатов, если они не вникают в свое собственное поведение, не контролируют его. Такое беспечное, безответственное отношение родителей к своему поведению и сосредоточение их внимания исключительно на поведении ребёнка пагубно отражается на результатах семейного воспитания.
Многие родители своевременно не учитывают огромной силы влияния личного примера и переоценивают знание словесных советов и нотаций, а также таких мер воздействия, как наказания и награды. Они не учитывают, что в большинстве случаев причины неудач семейного воспитания коренятся не в недостатках характера и в особенностях детей, а в неправильном поведении их самих и в неправильном походе к воспитанию детей.
Семейная жизнь и воспитательные функции родителей
Перед родителями можно поставить множество задач, которые решаются при рассмотрении вопросов семейного воспитания например: развитие педагогически оправданного взаимовлияния родителей и детей друг на друга, усиление роли семьи с ростом самосознания её членов и т.п. Но эти задачи являются второстепенными: они решаются в результате определённого поведения родителей, и их следует рассматривать в связи с их деятельностью самих взрослых. В данном случае можно говорить, например,об углублении знаний о семье и воспитании,изменении воспитательных установок родителей, о преодолении их чувства неуверенности в себе, о готовности родителей и созданию полноценной семьи.
Рост сознательности родителей означает развитие способности критически относиться к себе как члену семьи и воспитателю. Усиление взаимовлияния в семье проявляется, например в возрастании педагогического уровня родителей, что, конечно, сказывается на развитии и поведении ребёнка. Таким образом, задачи воспитания родителей и вопросы семьи тесно переплетаются между собой.
Главная задача-помочь родителям в выполнении ими функций воспитателя.Под этими функциями подразумевается создание не только определённых взаимоотношений между родителями и их детьми, но и их предпосылок, т.е. определённого образа жизни и взаимоотношений её членов. Многие родители, особенно живущие отдельно от своих родных, иногда чувствуют себя очень неуверенно. Неуверенность родителей, неправильное воспитание ими детей обостряют взаимоотношения в семье и негативно влияют на развитие личности ребёнка.
Всесторонняя помощь в развитии ребёнка означает создание таких условий, при которых его физиологические, эмоциональные и интеллектуальные потребности будут удовлетворяться в достаточной мере и на необходимом качественном уровне. Результата такого воспитания-здоровье ребёнка, его счастье и благополучие. Конечно, всё зависит от уровня и образа жизни семьи, от умения родителей создать счастливую семейную жизнь.
Многие исследователи определяющим фактором воспитания считают взгляды родителей на воспитание, уровень осознанности их педагогических представлений. Уровень этот определяется тем, как родители представляют себе задачи и способы воспитания детей, к каким результатам стремятся, какие ценности лежат в основе их отношений с детьми, обладают ли родители способностью к самоанализу, размышлениям, планированию своей работы по воспитанию детей. Родители должны уметь анализировать возможности и условия домашнего воспитания, знать основные закономерности развития ребёнка и возможности влияния на это развитие. Частью этой работы должно быть и осознание ими ответственности за результаты своей деятельности.
Условно можно выделить несколько условий развития сознания родителей. Так психолог Мария Такала выделяет четыре типа отношения родителей к воспитанию:
1. воспитание через уход за ребёнком (воспитательный процесс сведён только
к уходу за ребёнком);
2. интуитивный подход к воспитанию (минимальное количество осознанных
принципов воспитания у родителей);
3. воспитание у детей привычек и навыков (подчёркивается необходимость
привития ребёнку необходимых правил поведения);
4. воспитание, основанное на общих принципах(родители отираются на усвоенные ими принципы воспитания)
Анализируя представления родителей о воспитании, психолог С. Хирсярви, определил следующие уровни:
1. неделимое представление (родители не могут отделить сознательные
методы воспитания от несознательных);
2. властолюбивое представление ( родители подчёркивают свой авторитет и
стремятся подчинить детей себе);
3. нормативное представление ( родители стремятся привить ребёнку
следование правилам или нормам общежития);
4. представление о необходимости общего руководства воспитанием детей (
основными методами родители считают беседы и советы с детьми).
Нельзя анализировать и оценивать педагогические представления родителей изолированно, без учёта их системы ценностей и взглядов на проблемы семьи и семейной жизни, так как нельзя рассматривать домашнее воспитание в отрыве от его контекста. Воспитательная деятельность родителей всегда происходит на фоне семейной жизни. Она регулируется условиями жизни семьи и другими индивидуальными факторами, разными в каждой конкретной семье. Воспитание родителей должно ориентировать их на то, что отношения между родителями и детьми-не отдельный остров в океане, а только часть большой жизни семьи и всех её членов.
Возможности родителей создать в семье благоприятные условия для развития ребёнка зависят от развития и углубления педагогических представлений родителей. Но повышения уровня знаний ещё не гарантирует семейного счастья. В отношениях между родителями и детьми центральное место (особенно с точки зрения развития ребёнка) занимают тонкие чувственные, эмоциональные связи. Их надо беречь. В той области воспитания родителей, которая связана с расширением их познаний, это означает включение сюда и воспитания чувств и личности родителя, иначе мы должны будем признать, что педагогическое сознание родителей не занимает определяющего в педагогике домашнего воспитания.
Стили семейного воспитания
Различают три основных стиля семейного воспитания: авторитарный, либеральный, демократический.
Авторитаризм проявляется как жестокое одностороннее декларирование родителями требований, охватывающих всю жизнь детей. Безаппеляционность суждений, бесцеремонное вмешательство в чужие дела, игнорирование реальных потребностей членов семьи, силовое давление, жестокость, агрессия, диктат, черствость и холодность - основные характеристики данного стиля.
Либерализм в семье -это часто полное безразличие членов семьи друг к другу, всеобщее попустительство. Жизнь семьи пущена на самотёк каждый живёт своими делами, мыслями, чувствами. Зачастую родители-либералы прикрываются лозунгом полезности свободного воспитания, говорят о необходимости формирования у детей самостоятельности, а фактически вообще отстраняются от их воспитания. В семье господствуют обособленность и отчужденность, а дети оказываются беспризорными в полной, но в данном случае неполной семье.
Демократизм базируется на глубокой взаимной заинтересованности, взаимопомощи и поддержке. Этот стиль обеспечивает условия, при которых максимально полно могут быть удовлетворены потребности формирующейся личности. Если при авторитаризме потребности детей подавляются, а при либерализме - игнорируются, то в демократической семье развитие ребёнка находится под постоянным, но ненавязчивым контролем, а формы отношений меняются с учётом развития каждого члена семьи. Характер отношений в этой семье таков, что все члены осознают необходимость разумного самоограничения, неизбежного при любом достаточно продолжительном взаимодействии, как норму человеческих взаимоотношений, не испытывают при этом дискомфорта или нервных срывов.
Авторитаризм-стиль руководства, основанный на беспрекословном авторитете, полном подчинении всех членов семьи единственному руководителю, в руках которого безраздельно сосредоточена вся полнота власти.
Свою позицию авторитарные родители, как правило, оправдывают необходимостью приучать ребёнка к дисциплине с малолетства. На деле же такой подход оправдывает жестокое обращение, эмоциональное подавление ребёнка. Все воспитательные воздействия сводятся к наказаниям или угрозе наказания. Результаты авторитарного стиля воспитания печально и широко известны педагогам и психологам: это не только пассивность и безынициативность на долгие годы, но и отсутствие творческой фантазии уход от ответственности и трудностей, конформизм и одновременно скрытая жажда власти. Добиваясь власти такой человек как бы мстит остальным людям за собственные унижения в детстве, прибегая в свою очередь к авторитарным методам в воспитании собственных детей.
Существуют три группы лидеров: авторитарные, демократические, отстраняющиеся.
Авторитарный лидер сам определяет цели и организацию любой работы. Демократический дает план в целом, предоставляя исполнителям право обсуждать его, предлагать альтернативные решения, делить работу на отдельные участки. Отстраняющийся лидер представляет группе полную свободу,не вмешиваясь в её деятельность. При отстраняющемся лидере группа работает, как правило, мало и не очень качественно, а её члены мечтают перейти в группу к демократическому лидеру. При авторитарном лидере работы выполняется даже больше, чем при демократическом, но стоит лидеру отлучиться, как производительность резко падает. Члены такой группы постоянно ощущают свою зависимость от лидера, а между собой не дружны.
При авторитарном традиционном стиле руководства явных разногласий меньше, домашнее хозяйство организовано даже лучше, чем в семье с супругами-друзьями. Но отношения в таких семьях менее богаты эмоционально- и мало удовлетворяют членов семьи. Остро чувствуют несправедливость такого положения дети. Жалость к матери дополняется собственными обидами. Подросток не хочет признавать за отцом право на окрик, на необдуманный категоричный приказ. Чаще всего они пробуждают в ребёнке лишь желание поступить наоборот.
Отстраняющийся тип лидерства, т.е. практически безвластие, чаще всего ведут к развалу семьи, это ощущают и супруги и дети. Из чего же складывается демократический стиль воспитания?
1. В таких семьях никто не стремиться играть роль верховного правителя. Быт разделяется на сферы влияния, в каждой из которых последнее слово- после общего обсуждения-принадлежит одному из супругов.
2. Главный принцип в семьях демократического стиля-не терять хороших отношений. Ради этого стоит лишний раз уступить.
3. Там всегда помнят, что умение обсуждать предполагает не только умение доказывать свою правоту, но и готовность отказаться от неверной точки зрения
Гипоопека (сверхопека)
Это неправильная неадекватная родительская позиция, выражается в чрезмерной заботе родителей о ребенке. При гипоопеке ребёнок лишается возможности самостоятельно преодолевать трудности. В результате длительной гипоопеки ребёнок теряет способность мобилизации своей энергии в трудных ситуациях, он ждёт помощи от взрослых, и прежде всего от родителей, разрывается так называемая выученная беспомощность- условно рефлекторная реакция на любое препятствие как на непреодолимое. Гипоопека возникает часто на фоне оправданных опасений за здоровье и сохранность ребёнка. К ней склонны тревожные, мнительные по складу характера родители, они продолжают относиться к ребёнку как к больному тогда, когда он уже здоров.
Другая причина гипоопеки - инерционность родительского отношения к ребёнку уже к подросшему ребёнку, к которому нужно предъявлять более серьезные требования, продолжают относиться как к маленькому.
Инертным и тревожным родителям нужно почаще сверяться с возрастными нормами развития детей, консультироваться с опытными врачами, педагогами, психологами в отношении конкретных возможностей ребёнка.
Нередко в основе гипоопеки лежит нравственное заблуждение: в сознании родителей ребёнок превращается в "сокровище", мерило родительского престижа, предмет неудовлетворенной потребности в эмоциональном контакте, хрупкую и бесценную вещь, которую надо хранить "под колпаком" от всех заведомо вредных воздействий внешней среды.
Таким родителям следует чаще вспомнить о том, что ребёнок имеет право на собственную жизнь. Нельзя в угоду собственному покою лишать ребёнка права на риск, без которого нет настоящего опыта преодоления трудностей.
Гипопротекция
Неправильная родительская позиция, проявляющаяся в недостатке внимания и заботы о ребёнке. В результате гипопротекции ребёнок переживает дефицит защиты ( протекции) перед незнакомым и пугающим внешним миром, ощущает своё одиночество и беспомощность в преодолении трудностей- в том числе даже тех, с которыми он, имея со стороны родителей поддержку,справился бы играючи. Некоторые родители, пытаясь приучить ребёнка с ранних лет к самостоятельности, избежать гипоопеки, впадают в крайность гиперпротекции. Такая причина гипопротекции устранима, и с ней легко справиться при помощи педагогов и психологов, которые быстро покажут примеры того, как не подменяя самостоятельной активности ребёнка. создавать ему комфортное ощущение, что родители рядом, что они страхуют его от серьёзных неудач, что они поддерживают его морально, верят в его силы.
Другая причина гипопротекции более серьёзна- это равнодушие к судьбе ребёнка. Равнодушные родители пытаются скрыть, замаскировать своё социально осуждаемое отношение к ребёнку всевозможными показными жестами ( это нередко дорогие подарки, которыми как бы откупаются от ребёнка, не занимаясь его проблемами по существу, демагогическими рассуждениями об "избалованности" детей осчастливленных реальной родительской заботой. Нередко такие рассуждения служат средством самооправдания. Но ребёнку гораздо важнее других подарков общение с родным взрослым человеком: готовым вникать в его детские интересы, готовым разделить его восторги и тревоги.
Психологические проблемы родителей, решаемые за счёт ребёнка.
В основе негармоничного воспитания лежит какая -то личностная проблема, чаще всего носящая характер неосознаваемой проблемы, потребности. Родитель пытается разрешить её (удовлетворить потребность) за счёт воспитания ребёнка. Попытки разъяснительной работы, уговоров изменить стиль воспитания оказывается неэффективными. Перед психологом встанет трудная задача выявить психологическую проблему родителя, помочь ему осознать её, преодолеть действие защитных механизмов, препятствующих такому осознанию.
1. Расширение сферы родительских чувств. Обуславливаемое нарушение воспитания - повышенная протекция. Данный источник нарушения воспитания возникает чаще всего тогда, когда супружеские отношения между родителями в силу каких-либо причин оказываются нарушенными: нет супруга-смерть, развод, либо отношения с ним не удовлетворяют родителя, играющего основную роль в воспитании (несоответствие характеров, эмоциональная холодность и др.). Нередко при этом мать, реже отец, сами того чётко не осознавая, хотят, чтобы ребёнок, а позже подросток, стал для них чем-то больше, нежели просто ребёнком. Родители хотят, чтобы он удовлетворил хотя бы часть потребностей, которые в обычной семье должны быть удовлетворены в психологических отношениях супругов-потребность во взаимной исключительной привязанности, частично- эротические потребности. Проявляется стремление отдать ребёнку( подростку)-чаще противоположного пола - "все чувства, всю любовь" В детстве стимулируется эротическое отношение к родителям- ревность, детская влюблённость, когда ребёнок достигает подросткового возраста, у родителя возникает страх перед самостоятельностью подростка. Появляется стремление удержать его с помощью гиперпротекции.
Стремление и расширение родительских чувств за счёт включения эротических потребностей в отношениях матери и ребёнка, как правило, мать его не осознает.
2. Предпочтение в подростке детских качеств. Обуславливаемое нарушение воспитания-потворствующая гиперпротекция. В этом случае у родителей наблюдается стремление игнорировать повзросление детей,стимулировать у них сохранение таких детских качеств,как: непосредственность,наивность,игривость. Для таких родителей подросток всё ещё маленький. Нередко они открыто признаются, что маленькие дети вообще им нравятся больше,что с большими не так интересно. Страх или нежелание повзросления детей могут быть связаны с особенностями биографии самого родителя. Рассматривая подростка "как ещё маленького", родители снижают уровень требований к нему, стимулируя развитие психического инфантилизма.
3. Воспитательная неуверенность родителя. Обуславливаемое нарушение воспитания-гиперпротекция, либо просто пониженный уровень требований. Воспитательную неуверенность родителя. Обуславливаемое нарушение воспитания-гиперпротекция, либо просто пониженный уровень требований. Воспитательную неуверенность родителя можно было бы назвать слабым местом личности родителя. В этом случае происходит перераспределение власти в семье между родителями и ребёнком, в пользу последнего. Родитель идёт "на поводу" у ребёнка, уступает даже в тех вопросах, в которых уступать по его мнению, никак нельзя. Это происходит потому, что ребёнок сумел найти подход к своему родителю, нащупал его "слабое место" и добивается для себя в этой ситуации "минимум требований - максимум прав". Типичная комбинация в такой семье - бойкий, уверенный в себе ребёнок, смело ставящий требования и нерешительный, винящий себя во всех неудачах родитель.
4. Неразвитость родительских чувств. Обуславливаемое нарушение воспитания-гипопротекция, эмоциональное отвержение, жестокое обращение. Адекватное воспитание детей и подростков возможно лишь тогда, когда родителями движут какие-либо достаточные мотивы: чувство долга, симпатия, любовь к ребёнку, потребность реализовать себя в детях, "продолжить себя". Слабость, неразвитость родительских чувств нередко встречается у родителей подростков с отклонениями личностного развития. Однако, это явление очень редко ими осознаётся, а ещё реже признаётся как таковое. Внешне оно проявляется в нежелании иметь дело с ребёнком в плохой переносимости его общества, поверхности интереса к его делам. Причины неразрывности родительских чувств может быть отвержение самого родителя в детстве его родителями, то, что он сам в своё время не испытал родительского тепла. Замечено, что родительские чувства нередко значительно слабее развиты у очень молодых родителей, имея тенденцию усиливаться с возрастом. Типичные высказывания родителей содержат жалобы на то, насколько утомительны родительские обязанности,сожаления, что эти обязанности отрывают их от чего-то более важного и интересного. Для женщин с неразвитым родительским чувством характерны эмансипационные устремления и желания любым путём устроить свою жизнь.
Заключение:
Во многих семьях время от времени трения, возникающие между супругами, способствуют появлению психологических проблем у ребёнка. Решить эти проблемы, и таким образом помочь ребёнку, часто просто невозможно без коррекции супружеских отношений.
Семья -единый организм. Нарушение эмоционального состояния ребёнка, его плохое поведение, как правило, является симптомом других семейных болезней. Самая хорошая профилактика-оздоровление, улаживание супружеских отношений, решений собственных проблем, они не изолированы, а прямо вплетены в отношения с ребёнком. Супружеские и личностные проблемы родителей-важный фактор развития личности ребёнка.
Литература:
1. Земская М. Семья и личность, М.,1986.
2. Спиваковская А.С. Как бать родителями.М., 1986.
3. Хаментаускас Г.Т. Семья глазами ребёнка. Томск,1995.
Комментарии
Отправить комментарий