Как предъявлять требования к ребёнку

Как предъявлять требования к ребёнку

             Заметьте, что дети восстают не против самих правил, а против способов их "внедрения". "Внедрение правил, предполагающих воспитание дисциплины, выражается в стремлении родителей во всём контролировать детей, проверять каждый их шаг, следить за их попытками сделать что-либо по - своему, предписывать образ действий, часто запрещать, ругать за малейшие промахи и недостатки, прибегать к различным санкциям.
Дети протестуют против силовых методов и приёмов предъявления требований. Поэтому нужно говорить о том, как найти бесконфликтные пути к дисциплине и послушанию ребёнка.
При предъявлении требований, родители должны иметь в виду следующее:
       Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребёнка.Это особенно необходимо помнить родителям из семей с центрированным на ребёнке стилем воспитания. 
        Такие родители стремятся как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними. В результате они начинают идти на поводу у собственного ребёнка. У ребёнка же в последствии, как правило, возникают проблемы, с адаптацией к школе, трудности в общении со сверстниками. 
   Важно отметить ещё один момент: в процессе выполнения предъявленных требований у ребёнка происходит положительное изменение отношения к  деятельности. Сначала он не хочет делать ( например, прописывать буквы- "трудно, не получается, потом сделаю"), но при настойчивом требовании родителя *"Надо!"- работает мотив целенаправленного привлечения-ребёнок всё-таки прописывает буквы, и по мере его включенности в работу и появляющейся ее успешности ( буквы становятся всё красивее), деятельность приобретает притягательный характер- у ребёнка появляется мотив целенаправленного притяжения-деятельность выполняется без принуждения.
        Правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.
Это положение предостерегает от авторитарного стиля общения, который, как правило, культивируется в семьях, где преобладает стиль воспитания, ориентированный на неприятие, эмоциональное отвержение.
Следуя этому положению, необходимо дифференцировать ограничения и требования, предъявляемые ребёнку, по уровням. Так, на первом уровне ребёнку разрешается делать всё, по его собственному усмотрению, в какие игрушки играть, когда за уроки садиться, с кем дружить.
На втором уровне ему предоставляется относительная свобода: разрешается делать по собственному выбору, но в пределах рамках ( например, гуляя в своём дворе, можешь играть во что хочешь,но дальше не уходить). Именно на этом уровне ребёнок приучается к внутренней дисциплине, учится контролировать себя. Реализуя именно этот уровень выполнения требований, можно вовлекать детей в домашний труд, тем более, что ребёнок и сам стремится принять посильное участие в домашнем быту, внести свой вклад. 
При этом необходимо исходить из определённого ринципа: следует поручать детям какое-то дело от начала до конца, какую-то постоянную обязанность, а не "дёргать" их мелкими единичными поручениями. Свобода заключается в относительном праве выполнять эти поручения, соотнося со соей занятостью. Такими поручениями для дошкольников может быть необходимость убирать игрушки, помогать маме накрывать на стол, убирать посуду, поливать цветы и т.д.; для младшего школьника - следить за чистотой в доме, ходить в магазин за хлебом и другими продуктами  (обязанность учиться в школе не является поводом для освобождения от домашних обязанностей и дел!).
     На третьем уровне ребёнку разрешают такие действия, которые нами не приветствуются, но ввиду особых обстоятельств на данный момент допускаются ( например, ребёнок обычно ложится спать в 9 часов, но в силу особых обстоятельств разрешается лечь спать в 10 часов).
    И на четвёртом уровне находятся действия ребёнка, которые не приемлемы ни при каких обстоятельствах. Это наши категорические " нельзя", из которых нами не делаются исключения. Исходя из этих уровней, можно более гибко предъявлять требования ребёнку: в каких-то случаях идти на компромиссы, в каких-то нет.
  Родительские требования не должны вступать в главное противоречие с важнейшими потребностями ребёнка.
  Родителям часто досаждает излишняя активность детей6 почему им надо так много бегать, прыгать, шумно играть, рисовать, на чём попало, всё хватать? Дело в том, что во всём этом проявляются естественные потребности ребёнка, очень важные для его развития: потребности в движении, познании, упражнении.
   Запрещать выполнять эти действия нецелесообразно: дети исследуют предметы, пробуют свои силы. Целесообразнее направить эти действия в необходимое русло, чтобы "волки были сыты и овцы целы". Например, разбирать плеер можно, но только если он старый и давно не работает; играть в мяч можно, но только на улице и подальше от окон и т.д.
 Правила(ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы  взрослыми между собой. Конечно же, речьидёт об отсутствии противоречий в предъявляемых требованиях. Дети постоянно испытывают наши требования " на прочность" и принимают, как правило, только то, что не поддаётся расшатыванию.
  В противном случае дети приучаются настаивать, ныть, вымогать. Так, например, если ваш ребёнок ложится спать в 9 часов вечера. но два дня подряд вы ему разрешили лечь в 10 часов, то на третий день уложить его вовремя будет трудно: он будет ссылаться на то, что вчера и позавчера вы ему разрешили

Комментарии

Популярные сообщения