Воспитание чувства милосердия
Дети рано начинают чувствовать доброту, справедливость взрослых, сверстников и чутко реагируют на малейшие проявления недоброжелательности, пренебрежения. Очень важно, чтобы гуманные чувства они распространяли не только на себя, а умели сострадать людям, быть милосердными
Милосердие — Это слово было заимствовано из старославянского, где образовано по методу кальки с латинского misericordia – "сострадание, жалость". Этимологический словарь Крылова. Милосердие — сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.)
Готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Деятельное проявление милосердия - различного рода помощь..
Беседы с детьми о добрых поступках людей, чтение художественных произведений, разучивание пословиц и поговорок, дидактические игры помогут воспитателям и родителям в воспитании у ребят желания заботиться о других. Необходимо обогащать речь детей такими словами, как "добрый", "чуткий ", "отзывчивый".
"Упавшему помоги встать. Старому, слабому, слепому помоги перейти дорогу. И делай это сердечно, от души, любезно, не хмурясь".
(Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка)
Пример из жизни детского сада:
Часто дети рассказывают другим родителям, что их ребёнка наказали, без тени жалости, даже с радостью. Не упуская случая следует поговорить с детьми, что у многих родителей, тяжёлая работа, дома есть ещё родные люди, за которыми надо ухаживать. Поэтому родители очень устают. И если вместо отрицательного поступка ребёнка рассказать о положительном примере, например как хорошо ребёнок нарисовал, станцевал. То родителям будет приятно и радостно. А от радости у человека и усталость проходит.Необходимо постараться сделать так, чтобы дети выполнили просьбу воспитателя, и, ребята увидят как улыбнутся родители на приветливые слова.
Вот ещё один случай .
Ребёнок разбил тарелку. Дежурные или ребята бегут жаловаться воспитателю. Никто из ребят не помог расстроившемуся ребёнку, никто не успокоил, хотя все ребята знают, что наказание всегда плохо, горько, неприятно. Необходимо объяснить детям: Что ( по мере ситуации) ребёнок сделал это нечаянно. Ему и так стыдно, ребята ещё злорадствуют, лучше бы помогли другу"
Азбука нравственности
1. Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твоё желание, отражаются на окружающих тебя людях.
Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли зла, неудобства людям?
Делай всё так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.
2. Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают твоё детство счастливым. Плати им за это добром.
3. Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.
4. Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным.
Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца - они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.
5. Будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости.
В воспитании милосердия большая роль отводится художественной литературе. Часто герои рассказов, сказок переживают от того, что причинили другим вред, и мучаются, Пока не искупят свою вину.
Например ненецкая сказка "Кукушка"-о том, как мать превратилась в кукушку и улетела от своих чёрствых, недобрых сыновей". Необходимо, чтобы дети, осознавая вину сыновей, всё же испытывали к ним чувство жалости и сострадания. И в конце беседы подвести детей к выводу: " Что действительно, дети сами виноваты в том, что произошло, но ведь и их жаль: они остались без матери".Необходимо воспитывать в детях заботу о тех, кто нуждается в помощи, защите.
Отношение к близким можно раскрыть с помощью таких произведений, как "Трудный вечер" Н. Артюховой, "Посидим в тишине" Е Благининой, "Вовка- добрая душа" А. Барто, "Самое страшное" Е. Пермяка., "Что такое хорошо и что такое плохо"В. Маяковского.
Например беседа с детьми в старшей группе после чтения "Что такое хорошо и что такое плохо", при рассмотрении картинки, на которой изображен мальчик отбирающий у маленькой девочки мишку .Девочка стоит и плачет. На вопрос воспитателя: "Как бы ты поступил, если был там?" ответы могут быть самыми разными, могут зло ответить, что отобрали бы мишку , и отдали его девочке, а злого мальчика надо было побить". Необходимо спросить у ребят: "А если бы вы мальчика хорошо попросили и он сам бы отдал девочке мишку?" многие ребята задумаются, что ласковое , доброе слово действует быстрее и эффективнее, чем физическая сила. И ребята сделали вывод, что мальчика бы они не трогали, не били, но он должен был извиниться перед девочкой.
Сказка "Цветик-семицветик" В. Катаева-учит детей состраданию, заботе о людях. Ведь девочка из сказки самое большое удовольствие получила только тогда, когда исцелила безнадёжно больного мальчика. Значит, делая добро другому, и сам становишься счастливее.
Рассказ "Олешек" Э.Цюрупы- в нем говорится, как лётчик с мальчиком строят землянку, заготавливают дрова, сушат сухари. И это всё для того, чтобы неизвестный друг, если попадёт в лесу буран, смог укрыться от непогоды. Чтобы подчеркнуть, как мальчик был счастлив, делая доброе дело, можно спросить " Почему в сердце Олешка пели звонкие птицы?"ребята надо подвести к выводу :Потому что он делал доброе дело и был рад".
Рассказ "У бабушки дрожат руки" В. Сухомлинского- в нем говорится, что у старой бабушки после болезни дрожали руки. Из-за этого внучка стеснялась пригласить на день рождения подруг, боялась их насмешек. Мама сначала долго молчала, а потом сказала: " У нас сегодня бабушка больна, поэтому именно обеда не будет. Поздравляю тебя, Нина, с днем рождения. Желаю тебе стать настоящим человеком!" Необходимо подвести детей к пониманию, почему мама обиделась на девочку, и выразить своё сочувствие бабушке.
Формировать гуманные представления невозможно только с помощью замечаний, наставлений и порицаний. Важно воспитать у детей способность видеть понимать и разделять огорчения и радости другого.
В чём должна проявляться эта способность?
В умении относиться к другому как к самому себе, понимать, что ему может быть больно и неприятно, когда его обижают.
В готовности прощать нечаянно причиненную боль, извиняться, если виноват.
В умении считаться с желаниями и интересами товарищей.
В чуткости к настроению другого.
В беседах с детьми необходимо использовать пословицы и поговорки о милосердии:
От человека верного-деянье,
А от неверного - лишь обещанье.
Кто всех добрей-
Тот всем хорош.
У тех друзей
и не сочтёшь.
Доброе дело сверши и в море брось-оно всё равно к тебе вернётся.
Называться человеком легко, быть им трудно.
Как аукнется, так и откликнется.
Ласковое слово лучше мягкого пирога.
Настоящий воин тот, у кого есть милосердие.
Друзья познаются в беде.
Без добрых дел нет доброго имени.
Доброе слово человеку, что дождь в засуху
Если трава сошла,
Луга бросать не надо.
Плохи у друга дела-
Друга бросать не надо.
Эти пословицы помогут в разговоре о настоящей дружбе.
Для родителей предлагаем памятку с десятью правилами воспитания ребёнка.
1. Люби своего ребёнка!
2. Охраняй своего ребёнка!
3. Будь добрым примером для своего ребёнка!
4. Играй со своим ребёнком!
5. Трудись со своим ребёнком!
6. Позволь ребёнку приобретать жизненный опыт, пусть даже не безболезненно, но самостоятельно!
7. Покажи ребёнку возможности и пределы человеческой свободы!
8. Приучай ребёнка быть послушным!
9. Жди от ребёнка только таких мнений и оценок, на какие он способен в соответствии со ступенью созревания и собственным опытом!
10. Предоставляя ребёнку возможность таких переживаний, которые будут иметь ценность воспоминаний!
( "Мать и дитя"Кэрпару Эмил перевод с румын.)
Мы все стремимся к тому, чтобы наши дети выросли честными, добрыми, счастливыми. И как бы хотелось, чтобы воспитанное в детстве чутьё к добру и злу навсегда осталось в человеке.
( по материалам В. Гальвас)
Комментарии
Отправить комментарий