Формирование эмоциональной лексики
Эмоциональное развитие ребёнка напрямую зависит от умения различать и
выделять эмоции и чувства, их оттенки, называние и выражение их в речи.
Детей с задержкой речевого развития характеризует:
бедный словарный запас,
простые и скудные грамматические фразы,
инертность речи,
затруднения в подборе нужных слов.
Лексика- это совокупность всех слов языка или его словарный состав
Лексическая система включает:
общеупотребительные слова, которые называют основные понятия, предметы,
явления и эмоционально-экспрессивные, выражающие личное, субъективное
отношение к тому или иному предмету, личные чувства, эмоциональные
переживания.
В эмоционально-экспрессивную лексику входят три группы слов:
1) называющие чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом
(доброта,любовь, радость и др.);
2) выражающие оценки, квалифицирующие вещи, предметы, явления с
положительной или отрицательной стороны (заботливый, хороший, мерзкий, плохой
и др.);
3) передающие эмоциональное отношение с помощью особых суффиксов
(цветочки, травушка, волосёнки, домишко и др.).
Дети с общим недоразвитием речи испытывают трудности при оценке событий,
эмоциональных ситуаций, чувственных переживаний других людей, а также героев
стихов, сказок, рассказов.
Сказка легко воспринимается детьми. Она обогащает словарный запас детей новыми
словами, образными выражениями.
План работы по формированию эмоциональной лексики:
1. Отбор лексических тем ( Н.В. Нищева, Т.Б. Филичева и Г.В. Чиркина)
2. Подборка народных и авторских сказок к каждой лексической теме (
соответствующих возрасту и речевому детей)
3. Составление словаря антонимов и синонимов (по эмоциональной лексике)
4. Отбор приёмов и упражнений для формирования эмоциональной лексики
5 Составление перспективного плана по формированию эмоциональной лексики
6 Разработка конспектов по данным лексическим темам.
Данная работа включает в себя два этапа:
1) подготовительный: знакомство со сказкой. Чтение сказки и первичная беседа с
детьми о прочитанном ( осуществляет воспитатель)
2) основной: непосредственное формирование эмоциональной лексики на основе
сказки( осуществляет логопед) на специально организованных коррекционных
занятиях.
Основной этап состоит из трёх направлений.( в которые входят разделы: -работа над
словом, над словосочетанием, над предложением).
Первое направление-формирование эмоциональной лексики из слов, называющих
чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом.
Задачи
1. Обучать овладению синонимами на уровне слов.
“Кто больше придумает слов”
Грусть ( тоска, печаль, уныние).
2. Обучать овладению антонимами на уровне слов.
“Скажи наоборот”
Правда-ложь
“Найди два слова “ -неприятеля””.
Выбери из трёх слов два слова - “неприятеля” ( объясни, почему)
Друг, печаль, враг.
Хороший, светлый, плохой
3. Обучать овладению синонимами на уровне словосочетаний.
“Скажи по-другому”
Медведь радовался (веселился, торжествовал, ликовал).
4. Обучать составлению предложений с заданным словом.
“Составь предложение со словом”
Страх: мыши попрятались со страху.
5. Обучать овладению синонимами на уровне предложений.
“Я начну, а ты продолжи”
Невзлюбила старуха свою падчерицу. Невзлюбила...
“Замени слово в предложении”
Мачеха злилась на падчерицу ( сердилась)
6. Обучать овладению антонимами на уровне предложений.
“Доскажи слово в предложении”
Алёнушка плачет, а ведьма...смеется над ней.
Второе направление-формирование эмоциональной лексики, состоящей из слов -
оценок, квалифицирующих вещи, предметы, явления лексически с положительной
или отрицательной стороны.
Задачи
1. Обучать добавлению слов в словосочетания
"Кто больше придумает слов?"
Умная собака (голова, девочка).
Добрая сказка ( старушка, принцесса).
2. Обучать составлению словосочетаний со словами-синонимами.
"Скажи по - другому"
Хорошее настроение (прекрасное, замечательное).
3. Обучать составлению словосочетаний со словами - антонимами.
"Скажи наоборот"
Весёлый медвежонок (грустный)
4. Обучать составлению словосочетаний, используя имена прилагательные в
сравнительной и превосходной степени.
Песенка печальная, сказка ещ печальнее, рассказ - самый печальный.
5. Обучать составлению предложений с заданным словом.
"Составь предложение со словом"
Трудолюбивая: трудолюбивая пчела собирала с цветов пыльцу.
6. Обучать распространению предложений с помощью синонимов.
"Замени слово в предложении"
Иван был очень смелым ( храбрым, отважным) богатырём.
7. Обучать дополнению предложений с помощью антонимов.
"Закончи предложение"
Принцесса добрая, а колдунья... (злая).
Мышата были бездельниками, а петушок...( тружеником).
8. Обучать составлению предложений, используя имена прилагательные в
сравнительной и превосходной степени.
Старший брат был глупый, средний брат - еще глупее, а младший - самый глупый.
Третье направление-формирование эмоциональной лексики из слов, передающих
эмоциональное отношение с помощью морфологических преобразований.
Задачи
1. Обучать образованию слов с ласкательным значением.
"Скажи ласково"
Сестра-сестричка
Милый-миленький
2. Обучать образованию слов со значением увеличительности.
Дом-домище.
Злой-злющий.
3. Обучать образованию превосходной степени имен прилагательных.
Красивый-наикрасивейший.
4. Обучать образованию имен прилагательных путём повтора.
Грустный: грустный-грустный;грустный-прегрустный.
5. Обучать добавлению главных слов к зависимому в словосочетании.
Дом-домик: большой дом - маленький домик.
6. Обучать добавлению зависимых слов к главному в словосочетании.
Глупый- наиглупейший: глупый хозяин- наиглупейший слуга.
7. Обучать составлению предложений с заданным словом.
"Составь предложение со словом"
Слово грибок: увидел муравей на поляне маленький грибок
8. Обучать дополнению и завершению предложений.
"Закончи предложение"
У зайчика маленький...хвостик.
Коррекционная работа поможет расширению детского лексикона:
- точно выражать свои мысли
- понимать эмоциональное состояние
-развитие речевой коммуникации
Пример перспективного плана работы над эмоциональной лексикой.
Лексическая тема: Овощи;
Сказка: "Вершки и корешки"(русская народная сказка в обработке А.А. Крячко)
Задачи:
1. Расширять и обогащать представление об овощах.
2. Обучать овладению синонимами и составлению с ними словосочетаний,
предложений.
3. Обучать овладению антонимами и составлению с ними словосочетаний,
предложений.
4. Обучать образованию слов с ласкательным значением.
Медведь-медведушка,
корни-корешки
Эмоциональная лексика, используемая в сказках(слова называющие чувства,
переживаемые самим говорящим или другим лицом; слова-оценки,
квалифицирующие вещи, предметы, явления; слова, передающие эмоциональное
отношение с помощью морфологических преобразований)
1. Вражда (пошла), обрадовался, заревел, рассердился (медведь); обманешь (коли).
2. Хороший ( прикорм).
3. Медведушка, корешки, вершки
Лексическая тема: Фрукты;
Сказка: "Крошечка-Хаврошечка"(русская народная сказка в обработке А.Н.
Афанасьева)
Задачи:
1. Расширять представление о фруктах.
2. Обучать овладению синонимами и составлению с ними словосочетаний,
предложений.
3. Обучать овладению антонимами и составлению с ними словосочетаний,
предложений.
4. Обучать составлению предложений с прилагательными в сравнительной степени.
Есть люди плохие, а есть люди ещё хуже.
5. Обучать образованию слов с ласкательным значением
Эмоциональная лексика, используемая в сказках
1. Не стыдятся, не боятся (люди), плакать (не велят), больно, тяжко; дивится,
рассердилась, обрадовалась (старуха); добро (поживать в)
2. Красная (девица), хорошая ( корова, дочь), похуже (люди), доброе (слово), пригожая
(дочь)
3. Крошечка-Хаврошечка, коровка, ушко, коровушка - матушка, травушка,
матушкино, девица, готовенькое (возьмет), солнышко, глазок, ножик, косточки,
платочек, веточки, яблочко, яблонька, молоденький (барин),ручки
Лексическая тема: Овощи;
Сказка: "Вершки и корешки"(русская народная сказка в обработке А.А. Крячко)
Задачи:
1. Расширять и обогащать представление об овощах.
2. Обучать овладению синонимами и составлению с ними словосочетаний,
предложений.
3. Обучать овладению антонимами и составлению с ними словосочетаний,
предложений.
4. Обучать образованию слов с ласкательным значением.
Медведь-медведушка,
корни-корешки
Эмоциональная лексика, используемая в сказках(слова называющие чувства,
переживаемые самим говорящим или другим лицом; слова-оценки,
квалифицирующие вещи, предметы, явления; слова, передающие эмоциональное
отношение с помощью морфологических преобразований)
1. Вражда (пошла), обрадовался, заревел, рассердился (медведь); обманешь (коли).
2. Хороший ( прикорм).
3. Медведушка, корешки, вершки
Лексическая тема: Грибы;
Сказка: "Под грибом"(В.Г.Сутеев)
Задачи:
1. Расширять и обогащать знания о грибах.
2. Обучать овладению синонимами и составлению с ними словосочетаний,
предложений.
3. Обучать овладению антонимами и составлению с ними словосочетаний,
предложений.
4. Обучать образованию слов с ласкательным значением..
Эмоциональная лексика, используемая в сказках:
1. Обида (не в ), жалко (зайца), радуются (все), засмеялся ( кто-то), хохочет (лягушка).
2. Мышка; перышки, крылышки ( у воробья); дождик, солнышко, полянка, грибок,
шляпка
Лексическая тема: Деревья.;
Сказка: "Как коза избушку построила""(русская народная сказка )
Задачи:
1. Расширять и обогащать знания о деревьях.
2. Обучать овладению синонимами и составлению с ними словосочетаний,
предложений.
3. Обучать овладению антонимами и составлению с ними словосочетаний,
предложений.
4. Обучать составлению предложений с прилагательными в сравнительной степени.
Есть места хорошие, а бывают ещё лучше.
5. Обучать образованию слов с ласкательным значением
Эмоциональная лексика, используемая в сказках
1. Горевать (будешь), обрадовалась.
2. Получше (место).
3. Травки, водица, козлятушки-детушки, козлятки, избушка, яблонька, осинка, берёзка,
местечко, шерстка, дождик.
Пример перспективного плана работы над эмоциональной лексикой.
Лексическая тема: Овощи;
Сказка: "Вершки и корешки"(русская народная сказка в обработке А.А. Крячко)
Задачи:
1. Расширять и обогащать представление об овощах.
2. Обучать овладению синонимами и составлению с ними словосочетаний,
предложений.
3. Обучать овладению антонимами и составлению с ними словосочетаний,
предложений.
4. Обучать образованию слов с ласкательным значением.
Медведь-медведушка,
корни-корешки
Эмоциональная лексика, используемая в сказках(слова называющие чувства,
переживаемые самим говорящим или другим лицом; слова-оценки,
квалифицирующие вещи, предметы, явления; слова, передающие эмоциональное
отношение с помощью морфологических преобразований)
1. Вражда (пошла), обрадовался, заревел, рассердился (медведь); обманешь (коли).
2. Хороший ( прикорм).
3. Медведушка, корешки, вершки
Лексическая тема: Фрукты;
Сказка: "Крошечка-Хаврошечка"(русская народная сказка в обработке А.Н.
Афанасьева)
Задачи:
1. Расширять представление о фруктах.
2. Обучать овладению синонимами и составлению с ними словосочетаний,
предложений.
3. Обучать овладению антонимами и составлению с ними словосочетаний,
предложений.
4. Обучать составлению предложений с прилагательными в сравнительной степени.
Есть люди плохие, а есть люди ещё хуже.
5. Обучать образованию слов с ласкательным значением
Эмоциональная лексика, используемая в сказках
1. Не стыдятся, не боятся (люди), плакать (не велят), больно, тяжко; дивится,
рассердилась, обрадовалась (старуха); добро (поживать в)
2. Красная (девица), хорошая ( корова, дочь), похуже (люди), доброе (слово), пригожая
(дочь)
3. Крошечка-Хаврошечка, коровка, ушко, коровушка - матушка, травушка,
матушкино, девица, готовенькое (возьмет), солнышко, глазок, ножик, косточки,
платочек, веточки, яблочко, яблонька, молоденький (барин),ручки
Лексическая тема: Овощи;
Сказка: "Вершки и корешки"(русская народная сказка в обработке А.А. Крячко)
Задачи:
1. Расширять и обогащать представление об овощах.
2. Обучать овладению синонимами и составлению с ними словосочетаний,
предложений.
3. Обучать овладению антонимами и составлению с ними словосочетаний,
предложений.
4. Обучать образованию слов с ласкательным значением.
Медведь-медведушка,
корни-корешки
Эмоциональная лексика, используемая в сказках(слова называющие чувства,
переживаемые самим говорящим или другим лицом; слова-оценки,
квалифицирующие вещи, предметы, явления; слова, передающие эмоциональное
отношение с помощью морфологических преобразований)
1. Вражда (пошла), обрадовался, заревел, рассердился (медведь); обманешь (коли).
2. Хороший ( прикорм).
3. Медведушка, корешки, вершки
Лексическая тема: Грибы;
Сказка: "Под грибом"(В.Г.Сутеев)
Задачи:
1. Расширять и обогащать знания о грибах.
2. Обучать овладению синонимами и составлению с ними словосочетаний,
предложений.
3. Обучать овладению антонимами и составлению с ними словосочетаний,
предложений.
4. Обучать образованию слов с ласкательным значением..
Есть люди плохие, а есть люди ещё хуже.
5. Обучать образованию слов с ласкательным значением
Эмоциональная лексика, используемая в сказках:
1. Обида (не в ), жалко (зайца), радуются (все), засмеялся ( кто-то), хохочет (лягушка).
2. Мышка; перышки, крылышки ( у воробья); дождик, солнышко, полянка, грибок,
шляпка
Лексическая тема: Деревья.;
Сказка: "Как коза избушку построила""(русская народная сказка )
Задачи:
1. Расширять и обогащать знания о деревьях..
2. Обучать овладению синонимами и составлению с ними словосочетаний,
предложений.
3. Обучать овладению антонимами и составлению с ними словосочетаний,
предложений.
4. Обучать составлению предложений с прилагательным.
Медведь-медведушка,
корни-корешки
Эмоциональная лексика, используемая в сказках(слова называющие чувства,
переживаемые самим говорящим или другим лицом; слова-оценки,
квалифицирующие вещи, предметы, явления; слова, передающие эмоциональное
отношение с помощью морфологических преобразований)
1. Вражда (пошла), обрадовался, заревел, рассердился (медведь); обманешь (коли).
2. Хороший ( прикорм).
3. Медведушка, корешки, вершки
Лексическая тема: Фрукты;
Сказка: "Крошечка-Хаврошечка"(русская народная сказка в обработке А.Н.
Афанасьева)
Задачи:
1. Расширять представление о фруктах.
2. Обучать овладению синонимами и составлению с ними словосочетаний,
предложений.
3. Обучать овладению антонимами и составлению с ними словосочетаний,
предложений.
4. Обучать составлению предложений с прилагательными в сравнительной степени.
Есть люди плохие, а есть люди ещё хуже.
5. Обучать образованию слов с ласкательным значением
Эмоциональная лексика, используемая в сказках
Лексическая тема: Фрукты;
Сказка: "Крошечка-Хаврошечка"(русская народная сказка в обработке А.Н.
Афанасьева)
Задачи:
1. Расширять представление о фруктах.
2. Обучать овладению синонимами и составлению с ними словосочетаний,
предложений.
3. Обучать овладению антонимами и составлению с ними словосочетаний,
предложений.
4. Обучать составлению предложений с прилагательными в сравнительной степени.
Есть люди плохие, а есть люди ещё хуже.
5. Обучать образованию слов с ласкательным значением
Эмоциональная лексика, используемая в сказках
Комментарии
Отправить комментарий