Формирование эмоциональной лексики

 

     Эмоциональное развитие ребёнка напрямую зависит от умения  различать и 

выделять эмоции и чувства,  их оттенки, называние и выражение их в речи. 

      Детей с задержкой речевого развития характеризует: 

бедный словарный запас,

 простые и скудные грамматические фразы, 

инертность речи, 

затруднения в подборе нужных слов. 

     Лексика- это совокупность всех слов языка или его словарный состав 

   Лексическая система включает: 

общеупотребительные слова, которые называют основные понятия, предметы, 

явления и эмоционально-экспрессивные, выражающие личное, субъективное

 отношение к тому или иному предмету, личные чувства, эмоциональные

 переживания. 

В эмоционально-экспрессивную лексику входят три группы слов: 

1) называющие чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом

 (доброта,любовь, радость и др.); 

2) выражающие оценки, квалифицирующие вещи, предметы, явления с 

положительной или отрицательной стороны (заботливый, хороший, мерзкий, плохой

 и др.); 

3) передающие эмоциональное отношение с помощью особых суффиксов

 (цветочки, травушка, волосёнки, домишко и др.). 

          Дети с общим недоразвитием речи испытывают трудности при оценке событий,

 эмоциональных ситуаций, чувственных переживаний других людей, а также героев 

стихов, сказок, рассказов. 

Сказка легко воспринимается детьми. Она обогащает словарный запас детей новыми 

словами, образными выражениями. 

План работы по формированию эмоциональной лексики: 

1.    Отбор лексических тем ( Н.В. Нищева, Т.Б. Филичева и Г.В. Чиркина) 

2.    Подборка народных и авторских сказок к каждой лексической теме (

        соответствующих возрасту и речевому  детей) 

3.     Составление словаря антонимов и синонимов (по эмоциональной лексике) 

4.     Отбор приёмов и упражнений для формирования эмоциональной лексики 

5      Составление перспективного плана по формированию эмоциональной лексики 

6      Разработка конспектов по данным лексическим темам. 

Данная работа включает в себя два этапа: 

1) подготовительный: знакомство со сказкой. Чтение сказки и первичная беседа с 

детьми о прочитанном ( осуществляет воспитатель) 

2) основной: непосредственное формирование эмоциональной лексики на основе

 сказки( осуществляет логопед) на специально организованных коррекционных

 занятиях. 

Основной этап состоит из трёх направлений.( в которые входят разделы: -работа над

 словом, над словосочетанием, над предложением). 

     Первое направление-формирование эмоциональной лексики из слов, называющих

 чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом. 

Задачи 

1. Обучать овладению синонимами на уровне слов. 

“Кто больше придумает слов” 

Грусть ( тоска, печаль, уныние). 

2. Обучать овладению антонимами на уровне слов. 

“Скажи наоборот” 

Правда-ложь 

“Найди два слова “ -неприятеля””.  

Выбери из трёх слов два слова - “неприятеля” ( объясни, почему) 

Друг, печаль, враг. 

Хороший, светлый, плохой 

3. Обучать овладению синонимами на уровне словосочетаний. 

“Скажи по-другому” 

Медведь радовался (веселился, торжествовал, ликовал). 

4. Обучать составлению предложений с заданным словом. 

“Составь предложение со словом” 

Страх: мыши попрятались со страху. 

5. Обучать овладению синонимами на уровне предложений. 

“Я начну, а ты продолжи” 

Невзлюбила старуха свою падчерицу. Невзлюбила... 

“Замени слово в предложении” 

Мачеха злилась на падчерицу ( сердилась) 

6. Обучать овладению антонимами на уровне предложений. 

“Доскажи слово в предложении” 

Алёнушка плачет, а ведьма...смеется над ней. 

      Второе направление-формирование эмоциональной лексики, состоящей из слов -

 оценок, квалифицирующих вещи, предметы, явления лексически с положительной

 или отрицательной стороны. 

Задачи 

1. Обучать добавлению слов в словосочетания 

"Кто больше придумает слов?"

Умная собака (голова, девочка).

Добрая сказка ( старушка, принцесса).

2. Обучать составлению словосочетаний со словами-синонимами.

"Скажи по - другому"

Хорошее настроение (прекрасное, замечательное).

3. Обучать составлению словосочетаний со словами - антонимами.

"Скажи наоборот"

Весёлый медвежонок (грустный)

4. Обучать составлению словосочетаний, используя имена прилагательные в 

сравнительной и превосходной степени.

     Песенка печальная, сказка ещ печальнее, рассказ - самый печальный.

5. Обучать составлению предложений с заданным словом.

"Составь предложение со словом"

Трудолюбивая: трудолюбивая пчела собирала с цветов пыльцу.

6. Обучать распространению предложений с помощью синонимов.

"Замени слово в предложении"

Иван был очень смелым ( храбрым, отважным) богатырём.

7. Обучать дополнению предложений с помощью антонимов.

"Закончи предложение"

Принцесса добрая, а колдунья... (злая).

Мышата были бездельниками, а петушок...( тружеником).

8. Обучать составлению предложений, используя имена прилагательные в 

сравнительной и превосходной степени.

Старший брат был глупый, средний брат - еще глупее, а младший - самый глупый.

Третье направление-формирование эмоциональной лексики из слов, передающих 

эмоциональное отношение с помощью морфологических преобразований.

Задачи

1. Обучать образованию слов с ласкательным значением.

"Скажи ласково"

Сестра-сестричка

Милый-миленький

2. Обучать образованию слов со значением увеличительности.

Дом-домище.

Злой-злющий.

3. Обучать образованию превосходной степени имен прилагательных.

Красивый-наикрасивейший.

4. Обучать образованию имен прилагательных путём повтора.

Грустный: грустный-грустный;грустный-прегрустный.

5. Обучать добавлению главных слов к зависимому в словосочетании.

Дом-домик: большой дом - маленький домик.

6. Обучать добавлению зависимых слов к главному в словосочетании.

  Глупый- наиглупейший: глупый хозяин- наиглупейший слуга.

7. Обучать составлению предложений с заданным словом.

"Составь предложение со словом"

Слово грибок: увидел муравей на поляне маленький грибок

8. Обучать дополнению и завершению предложений.

"Закончи предложение"

У зайчика маленький...хвостик.

  Коррекционная работа поможет расширению детского лексикона:

 - точно выражать свои мысли

- понимать эмоциональное состояние

-развитие речевой коммуникации

Пример перспективного плана работы над эмоциональной лексикой.

Лексическая тема: Овощи;

 Сказка: "Вершки и корешки"(русская народная сказка в обработке А.А. Крячко)

Задачи:

1. Расширять и обогащать представление об овощах.

2. Обучать овладению синонимами и составлению с ними словосочетаний, 

предложений.

3. Обучать овладению антонимами и составлению с ними словосочетаний, 

предложений.

4. Обучать образованию слов с ласкательным значением.

Медведь-медведушка,

корни-корешки

Эмоциональная лексика, используемая в сказках(слова называющие чувства, 

переживаемые самим говорящим или другим лицом; слова-оценки,

 квалифицирующие вещи, предметы, явления; слова, передающие эмоциональное 

отношение с помощью морфологических преобразований)

1. Вражда (пошла), обрадовался, заревел, рассердился (медведь); обманешь (коли).

2. Хороший ( прикорм).

3. Медведушка, корешки, вершки


Лексическая тема: Фрукты;

 Сказка: "Крошечка-Хаврошечка"(русская народная сказка в обработке А.Н. 

Афанасьева)

Задачи:

1. Расширять представление о фруктах.

2. Обучать овладению синонимами и составлению с ними словосочетаний, 

предложений.

3. Обучать овладению антонимами и составлению с ними словосочетаний, 

предложений.

4. Обучать составлению предложений с прилагательными в сравнительной степени.

Есть люди плохие, а есть люди ещё хуже.

5. Обучать образованию слов с ласкательным значением

Эмоциональная лексика, используемая в сказках 

1. Не стыдятся, не боятся (люди), плакать (не велят), больно, тяжко; дивится, 

рассердилась, обрадовалась (старуха); добро (поживать в)

2. Красная (девица), хорошая ( корова, дочь), похуже (люди), доброе (слово), пригожая

(дочь)

3. Крошечка-Хаврошечка, коровка, ушко, коровушка - матушка, травушка, 

матушкино, девица, готовенькое (возьмет), солнышко, глазок, ножик, косточки, 

платочек, веточки, яблочко, яблонька, молоденький (барин),ручки


Лексическая тема: Овощи;

 Сказка: "Вершки и корешки"(русская народная сказка в обработке А.А. Крячко)

Задачи:

1. Расширять и обогащать представление об овощах.

2. Обучать овладению синонимами и составлению с ними словосочетаний, 

предложений.

3. Обучать овладению антонимами и составлению с ними словосочетаний, 

предложений.

4. Обучать образованию слов с ласкательным значением.

Медведь-медведушка,

корни-корешки

Эмоциональная лексика, используемая в сказках(слова называющие чувства, 

переживаемые самим говорящим или другим лицом; слова-оценки,

 квалифицирующие вещи, предметы, явления; слова, передающие эмоциональное 

отношение с помощью морфологических преобразований)

1. Вражда (пошла), обрадовался, заревел, рассердился (медведь); обманешь (коли).

2. Хороший ( прикорм).

3. Медведушка, корешки, вершки

Лексическая тема: Грибы;

 Сказка: "Под грибом"(В.Г.Сутеев)

Задачи:

1. Расширять и обогащать знания о грибах.

2. Обучать овладению синонимами и составлению с ними словосочетаний, 

предложений.

3. Обучать овладению антонимами и составлению с ними словосочетаний, 

предложений.

4. Обучать образованию слов с ласкательным значением..

Эмоциональная лексика, используемая в сказках:

1. Обида (не в ), жалко (зайца), радуются (все), засмеялся ( кто-то), хохочет (лягушка).

2. Мышка; перышки, крылышки ( у воробья); дождик, солнышко, полянка, грибок, 

шляпка


Лексическая тема: Деревья.;

 Сказка: "Как коза избушку построила""(русская народная сказка )

Задачи:

1. Расширять и обогащать знания о деревьях.

2. Обучать овладению синонимами и составлению с ними словосочетаний, 

предложений.

3. Обучать овладению антонимами и составлению с ними словосочетаний, 

предложений.

4. Обучать составлению предложений с прилагательными в сравнительной степени.

Есть места хорошие, а бывают ещё лучше.

5. Обучать образованию слов с ласкательным значением

Эмоциональная лексика, используемая в сказках

1. Горевать (будешь), обрадовалась.

2. Получше (место).

3. Травки, водица, козлятушки-детушки, козлятки, избушка, яблонька, осинка, берёзка,

 местечко, шерстка, дождик.

Пример перспективного плана работы над эмоциональной лексикой.

Лексическая тема: Овощи;

 Сказка: "Вершки и корешки"(русская народная сказка в обработке А.А. Крячко)

Задачи:

1. Расширять и обогащать представление об овощах.

2. Обучать овладению синонимами и составлению с ними словосочетаний, 

предложений.

3. Обучать овладению антонимами и составлению с ними словосочетаний, 

предложений.

4. Обучать образованию слов с ласкательным значением.

Медведь-медведушка,

корни-корешки

Эмоциональная лексика, используемая в сказках(слова называющие чувства, 

переживаемые самим говорящим или другим лицом; слова-оценки,

 квалифицирующие вещи, предметы, явления; слова, передающие эмоциональное 

отношение с помощью морфологических преобразований)

1. Вражда (пошла), обрадовался, заревел, рассердился (медведь); обманешь (коли).

2. Хороший ( прикорм).

3. Медведушка, корешки, вершки


Лексическая тема: Фрукты;

 Сказка: "Крошечка-Хаврошечка"(русская народная сказка в обработке А.Н. 

Афанасьева)

Задачи:

1. Расширять представление о фруктах.

2. Обучать овладению синонимами и составлению с ними словосочетаний, 

предложений.

3. Обучать овладению антонимами и составлению с ними словосочетаний, 

предложений.

4. Обучать составлению предложений с прилагательными в сравнительной степени.

Есть люди плохие, а есть люди ещё хуже.

5. Обучать образованию слов с ласкательным значением

Эмоциональная лексика, используемая в сказках 

1. Не стыдятся, не боятся (люди), плакать (не велят), больно, тяжко; дивится, 

рассердилась, обрадовалась (старуха); добро (поживать в)

2. Красная (девица), хорошая ( корова, дочь), похуже (люди), доброе (слово), пригожая

(дочь)

3. Крошечка-Хаврошечка, коровка, ушко, коровушка - матушка, травушка, 

матушкино, девица, готовенькое (возьмет), солнышко, глазок, ножик, косточки, 

платочек, веточки, яблочко, яблонька, молоденький (барин),ручки


Лексическая тема: Овощи;

 Сказка: "Вершки и корешки"(русская народная сказка в обработке А.А. Крячко)

Задачи:

1. Расширять и обогащать представление об овощах.

2. Обучать овладению синонимами и составлению с ними словосочетаний, 

предложений.

3. Обучать овладению антонимами и составлению с ними словосочетаний, 

предложений.

4. Обучать образованию слов с ласкательным значением.

Медведь-медведушка,

корни-корешки

Эмоциональная лексика, используемая в сказках(слова называющие чувства, 

переживаемые самим говорящим или другим лицом; слова-оценки,

 квалифицирующие вещи, предметы, явления; слова, передающие эмоциональное 

отношение с помощью морфологических преобразований)

1. Вражда (пошла), обрадовался, заревел, рассердился (медведь); обманешь (коли).

2. Хороший ( прикорм).

3. Медведушка, корешки, вершки

Лексическая тема: Грибы;

 Сказка: "Под грибом"(В.Г.Сутеев)

Задачи:

1. Расширять и обогащать знания о грибах.

2. Обучать овладению синонимами и составлению с ними словосочетаний, 

предложений.

3. Обучать овладению антонимами и составлению с ними словосочетаний, 

предложений.

4. Обучать образованию слов с ласкательным значением..

Есть люди плохие, а есть люди ещё хуже.

5. Обучать образованию слов с ласкательным значением

Эмоциональная лексика, используемая в сказках:

1. Обида (не в ), жалко (зайца), радуются (все), засмеялся ( кто-то), хохочет (лягушка).

2. Мышка; перышки, крылышки ( у воробья); дождик, солнышко, полянка, грибок, 

шляпка


Лексическая тема: Деревья.;

 Сказка: "Как коза избушку построила""(русская народная сказка )

Задачи:

1. Расширять и обогащать знания о деревьях..

2. Обучать овладению синонимами и составлению с ними словосочетаний, 

предложений.

3. Обучать овладению антонимами и составлению с ними словосочетаний, 

предложений.

4. Обучать составлению предложений с прилагательным.

Медведь-медведушка,

корни-корешки

Эмоциональная лексика, используемая в сказках(слова называющие чувства, 

переживаемые самим говорящим или другим лицом; слова-оценки,

 квалифицирующие вещи, предметы, явления; слова, передающие эмоциональное 

отношение с помощью морфологических преобразований)

1. Вражда (пошла), обрадовался, заревел, рассердился (медведь); обманешь (коли).

2. Хороший ( прикорм).

3. Медведушка, корешки, вершки

Лексическая тема: Фрукты;

 Сказка: "Крошечка-Хаврошечка"(русская народная сказка в обработке А.Н. 

Афанасьева)

Задачи:

1. Расширять представление о фруктах.

2. Обучать овладению синонимами и составлению с ними словосочетаний, 

предложений.

3. Обучать овладению антонимами и составлению с ними словосочетаний, 

предложений.

4. Обучать составлению предложений с прилагательными в сравнительной степени.

Есть люди плохие, а есть люди ещё хуже.

5. Обучать образованию слов с ласкательным значением

Эмоциональная лексика, используемая в сказках 


Лексическая тема: Фрукты;

 Сказка: "Крошечка-Хаврошечка"(русская народная сказка в обработке А.Н. 

Афанасьева)

Задачи:

1. Расширять представление о фруктах.

2. Обучать овладению синонимами и составлению с ними словосочетаний, 

предложений.

3. Обучать овладению антонимами и составлению с ними словосочетаний, 

предложений.

4. Обучать составлению предложений с прилагательными в сравнительной степени.

Есть люди плохие, а есть люди ещё хуже.

5. Обучать образованию слов с ласкательным значением

Эмоциональная лексика, используемая в сказках 

Комментарии

Популярные сообщения