Развитие речи детей третьего года жизни в процессе режимных моментов.
У ребёнка от двух до трёх лет речь развивается очень интенсивно. При правильном воспитании ребёнка уже в конце второго года она превращается в основное средство общения со взрослыми.
Речь становится не только средством общения со взрослыми, но и средством общения детей друг с другом
Ребёнок осваивает назначение, функции предметов, действия с ними. Малыш учится удерживать внимание не только на предметах, но и на словах, фразах. Он слушает, понимает и выполняет инструкции взрослого, более сложные поручения.
Для формирования речи детей очень важно развитие всех видов восприятия как основной познавательной функции. Новый тип внешних ориентировочных действий ребёнка -примеривание, способствует значительному расширению объема словаря.
Если в 2 года словарь ребёнка в среднем составляет 270-300слов, в 2,5 года -400-500, то в 3 года-1000-1500 слов.
Дети начинают пользоваться предлогами, в речи детей к концу года появляются все части речи, кроме причастий и деепричастий. Малыш может понятно для окружающих объяснить, что ему нужно, рассказать о том, что видел и слышал.
В этот период начинает интенсивно развиваться словесно-смысловая память. Малыш на основе имеющегося опыта понимает и запоминает каждое отдельное , входящее в произнесённую взрослым фразу. Лучше понимает оценочное отношение (хорошо, плохо и др.), т.е. развивается регулирующая функция речи.
Совершенствуется коммуникативная функция речи.В рамках предметно-орудийной деятельности ребёнок осваивает основную форму речевого общения-диалогическую. Он учится инициативно высказываться. К трём годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят часто с искажением.
На третьем году ребёнок хорошо понимает всё, о чём с ним говорят взрослые, что связано с его переживаниями.С ним можно говорить о его прошлых впечатлениях, о будущем ( что будет делать, куда пойдет). Складывается внеситуативная форма речи. Ребёнок слушает и понимает литературные произведения, рассказы взрослого, сказки.
Всё, что ребёнок воспринимает, он по своей инициативе начинает отражать в речи (пересказывает,рассказывает).
Формируется описательная речь и речь - монолог. Появление ее связано с расширением круга представлений, с ростом самостоятельности ребёнка, с развитием воображения.Данный возраст является началом развития словотворчества. К концу года речь становится более выразительной, ярко отражает различные чувства, переживания ребёнка. Всё это очень влияет на развитие его личности. Все достижения в развитии речи возможны при условии целенаправленного решения поставленных задач.
Вместе с тем развитие речи у разных детей в зависимости от разных причин (уровня физического и психического развития ребёнка, окружающей среды и другое) протекает по-разному. Именно в этой возрастной группе важно выявить детей с отставанием в развитии речи или с различными речевыми нарушениями. Воспитатель, используя дидактические игры, занятия по картинкам, индивидуальное общение с ребёнком, выясняет следующее: служит ли речь для ребёнка средством общения или он прибегает в основном к жестам, мимике? Общается ли ребёнок посредством фразовой речи или произносит отдельные слова или даже отдельные слоги? Понятна ли речь ребёнка окружающим? Охотно ли он повторяет за воспитателем слова, фразы, исправляя тем самым своё произношение.
Более позднее овладение устной речью детьми младше трёх лет (в сравнении с возрастной нормой), объём помощи воспитателя зависит от факторов, вызвавших отставание становление речевых навыков. Так, при причинах социально-педагогического характера, в первую очередь, необходима организация благоприятной речевой среды, стимуляция речевого развития ребёнка, правильный выбор речевого материала, демонстрация образцов правильной речи, "оречевление" ( проговаривание) всех действий. Чем раньше воспитатель обратит внимание на таких детей, и поможет им, используя индивидуальный подход, а также привлекая родителей к занятиям дома, тем скорее начнётся правильное развитие речи ребёнка, формирование правильного произношения
Основные задачи и направления работы по познавательно-речевому развитию детей вне занятий в процессе режимных моментов.
В режимных моментах основной задачей воспитателя является формирование культурно-гигиенических навыков. Наряду с этим решаются задачи речевого и познавательного развития.
Речевые высказывания воспитателя должны быть направлены на решение конкретных задач: расширение, закрепление или активизацию словаря, правильное употребление слов, формирование диалогической и элементов описательной речи.
При формировании того или иного культурно-гигиенического навыка воспитатель, организуя речевое взаимодействие с детьми, должен учитывать уровень их умелости, степень освоенности детьми отдельных умений: умывание, принятие пищи, одевание и др.
В физиологии рассматривается четыре основных этапа процесса формирования любого навыка, независимо от возраста. В связи с этим содержание речи воспитателя должно соответствовать этапу формирования навыка:
- на ознакомительном этапе важны эмоциональные высказывания педагога о действиях, которые демонстрируются, подчёркивание их значения для развития ребёнка ("ты уже как взрослый", "не будешь болеть" и т.д.), и этим самым вызывается желание освоить новые умения;
- на аналитическом этапе, когда отрабатываются отдельные операции, педагог дозирует свои высказывания точными их обозначениями (взять, намылить, положить мыло, "размылить",смыть), одновременно оценивая правильность их выполнения;
- на синтетическом этапе, когда отдельные операции объединяются в целостные действия, возможно использование слов, обозначающих качества действий: аккуратно, быстро, медленно и т.п., употребление грамматических конструкций (намыливать мылом; есть с хлебом; надевать пальто, колготки, красивую шапку и т.п.)
- на варьирующем этапе, когда умение полностью автоматизировано и дети не нуждаются в обучающих воздействиях, в речи воспитателя преобладают слова, обозначающие свойства, качества умывальных принадлежностей, вкусовые качества пищи, а также использование художественного слова. Уместно обучение детей общению друг с другом ( обратиться за помощью, самому помочь кому-то) и культуре способов взаимодействия.
- В начале детей упражняют в назывании знакомых действий, используя поручения "Скажи-повтори": -"Застегнуть тебе пуговички? Скажи:"Застегните" "Достать шапочку? Скажи: "Пожалуйста, достаньте мою шапку"
- Затем детей побуждают называть выполненное или предстоящее действие: "А что ты сейчас будешь делать"
- И наконец, когда самообслуживание достигает известного совершенства и соответствующий словарь в достаточной степени освоен, дети получают задание рассказать о том, что они делают в данный момент.Так формируют у них умение сопровождать речью текущее действие: "Что ты делаешь?"-"Шапку достаю, кофточку надеваю".
Режимные процессы благоприятны для обогащения, уточнения и активизации словаря, совершенствования грамматически правильной речи.
В непринужденном общении с ребенком или группкой детей воспитатель и няня подсказывают, уточняют названия предметов одежды, обуви, посуды, спальных принадлежностей, действий с ними, качеств, пространственных и временных ориентиров.
Словарь детей обогащают названиями частей (деталей) знакомых предметов:
воротник, пуговицы, карманы пальто;
ручка у чашки;
вешалка и концы у полотенца;
уголки у подушки, одеяла.
Детей учат понимать и обозначать словами последовательность действий
(надел пальто - застегни пуговицы;
вымыл руки - вытри их полотенцем);
различать и называть действия, противоположные по значению (застегнуть - расстегнуть, снять - надеть, открыть - закрыть (шкаф), взять - положить (мыло), снять - повесить (полотенце) и т.п.
Воспитатель использует в своей речи прилагательные и наречия, характеризующие предмет, ситуацию, и побуждает к этому детей:
пушистая, мягкая, теплая, меховая шубка;
чистые, грязные руки;
глубокая, мелкая тарелка;
горячий суп, холодный компот;
на воротнике крупная кнопка, а на кармане - кнопочка;
на куртке длинная молния, а на кармане - коротенькая;
няня говорит тихо, ласково.
Специально продумывает ситуации, удобные для проведения упражнений, раскрывающих ребенку обобщенное значение слов.
1. Существительных:
"У Оли шуба, а у Светы? Тоже шуба. У Коли пальто.
Сереже купили новые валенки. У Светы тоже есть валенки.
Посмотрите, какие у нее валенки! Какие они?
Валенки, ботинки, сапожки - это обувь.
А какая обувь еще есть в шкафах?
Что мы наденем на прогулку?
Что мы ели за завтраком?
Тетя Аня вымыла посуду: тарелки, чашки, блюдца, стаканы.
Вымыла посуду и пришла помочь вам собраться на прогулку".
2. Глаголов:
"Застегни (пуговицу, молнию, крючок, кнопку);
мы надеваем (шубу, шапку, кофту, рейтузы);
обуваем (сапожки, валенки, туфельки);
завязать можно (тесемки на шапке, платок, пояс, шарф)".
3. Наречий и прилагательных:
"Посмотрите, у Оли красная шапка!
А у Светы есть красная... (что?).., кофта.
У кого шапка сшита из меха, меховая шапка?
А у кого шапку связали из ниток?
Вот большая шапка.
А как правильнее сказать про маленькую шапку? (Шапочка.)
Маленькая - пуговичка, а большая...? (Пуговица.) "
Режимные процессы особенно благоприятны для формирования взаимопомощи, дружеских взаимоотношений, сотрудничества.
Эти проявления внимания детей друг к другу, естественно, должны отражаться и в речи ребенка. Воспитателю и няне надо помнить, что частота и разнообразие обращений ребенка к окружающим зависит от разнообразия поводов обращений взрослых к детям. Поэтому малышей преднамеренно упражняют в умении обращаться ко взрослым и товарищам: с просьбой, предложением, за советом, разъяснением, уточнением и т. п. В подобных ситуациях словарь детей обогащается за счет существительных (тетя, мальчик, друг); глаголов (помогать, просить, предлагать, не мешать); наречий (правильно, нечаянно, дружно, вместе) и т.п.
Рассмотрим возможности каждого процесса для развития речи детей.
Одевание на прогулку.
Одевание на прогулку в осенне-зимний период длительный и трудоемкий процесс. В зимнее время дети одеваются до 40 и более минут. Во время одевания малыши ведут себя по-разному: одни пытаются самостоятельно надеть колготки и кофту, другие идут к воспитателю или няне и молча передают свои вещи, которые не могли, а подчас и не пытались надеть. Некоторые, не делая попытки надеть вещь, ждут, когда их позовет взрослый, чтобы помочь. Есть дети, которые охотно помогают другим, но не одеваются сами и которые с удовольствием достают и складывают (раскладывают) свои вещи и не спешат одеваться. Лишь незначительное количество детей, одеваясь самостоятельно, при затруднениях обращаются за помощью, выражая просьбу словесно: "Никак не получается", "Помогите надеть", "Не могу застегнуть", "Правильно надел?"
Организуя процесс одевания, воспитатель и няня должны руководствоваться определенными правилами, которые способствуют быстрейшему Овладению детьми навыками одевания и общения с окружающими.
Прежде чем помочь ребенку, убедись, что он пытался надеть вещь. Контролируй последовательность одевания. Не позволяй доставать сразу несколько вещей и не делай этого сам. Учи ребенка обращаться за помощью, излагая просьбу в словах. Общаясь с детьми, не разговаривай громко, избегай окриков и приказов. Учи детей помогать друг другу (обращаться за помощью и предлагать ее). Подскажи, как это удобнее сделать ("Наташа умеет различать ботинки. Спроси Наташу: "Я на эту ногу надела ботинок?" - "Видишь, Света не может завязать пояс. Предложи ей помощь, скажи: "Света, я помогу тебе завязать").
Разговоры с детьми должны включать информацию, обогащающую и уточняющую представления детей:
"Варежки связали, а шапку сшили";
"у Димы пальто, а Андрей в курточке";
"Пальто на пуговицах, а куртка на молнии".
Там, где это целесообразно, воспитатель предлагает детям послушать стихи и рифмовки. Например: "Это чья, это чья шапочка пуховая.
Шапочка пуховая, синяя да новая?".
Или: "Шапка меховая, черная, большая".
Планируя работу по развитию речи в процессе одевания на прогулку, воспитателю следует помнить и о том, что в первые 4-5 минут дети одеваются сосредоточенно. Это неподходящее время для объяснений, вопросов. Затем малыши начинают обращаться ко взрослым за помощью.
Воспитатель и няня, помогая одеться, ведут беседу:
"Что тебе помочь сделать? Ты так и скажи: "Помогите надеть кофточку".
Детей спрашивают о последовательности одевания, просят показать ту или иную вещь, назвать ее, уточняют названия качеств предметов, подсказывают, к кому из детей в данный момент лучше обратиться за помощью и почему, что при этом следует сказать товарищу и как лучше поблагодарить за услугу. Воспитатель поощряет детей, помогающих сверстникам по своей инициативе.
Возвращение с прогулки.
Этот процесс труден для работы по развитию речи. Беседы с детьми в осенне-зимнее время возможны лишь спустя 5-6 минут после возвращения, так как в первые минуты дети недостаточно активно реагируют на обращения взрослого. Малыши возвращаются с прогулки подгруппами. Няня, а затем и воспитатель, помогая детям раздеваться, больше рассказывает, чем спрашивает. Вовлекая детей в разговор, следует задавать легкие вопросы, предлагать простые задания.
Подготовка ко сну.
Здесь создаются благоприятные условия для введения в активный словарь детей названий частей тела, одежда, спальных принадлежностей и белья, действий с ними, уточнения последовательности действий, пространственных отношений ("Повесь на стул, поставь под стул, за шторой"); для обогащения словаря наречиями и прилагательными: "Не шуми, говори тише, не очень громко; вешай одежду аккуратно, чтобы не помялась". Готовя детей ко сну, воспитатель и сам старается говорить тише и ласковее; в это время может прочесть колыбельную (всем детям или индивидуально какому-либо ребенку), например:
Сон, войди скорее в двери.
Дрема, встань у колыбели,
Тихо песенку пропойте,
Глазки мальчику (Олечке, Костику) закройте.
Эстонская песенка
Одевание после сна.
Во время одевания малышей предоставляются большие возможности для индивидуального общения. Детей поднимают по мере пробуждения. Они малоразговорчивы, одеваются тихо, чтобы не разбудить товарищей. Могут выполнять индивидуальные поручения, даваемые взрослым вполголоса. Для того чтобы создать у ребят после сна хорошее настроение, используются также разнообразные песенки и потешки. Например:
- Потягушка,
потянись!
Поскорей,
скорей
проснись!
День настал
давным-давно,
Он стучит
в твое окно!
Л. Квитко
Кормление.
Речевое общение с детьми целесообразно до того, как ребенок начнет есть. Следует обратить его внимание на блюдо: "Кто узнал, какой это суп? Как он называется? Скажите: "Овощной суп" (гороховый суп). Сейчас я налью щи в тарелку Вовы. Что я тебе налила? Что тебе дать, чтобы ты, Оленька, смогла есть суп? (Ложку.)" Перед обедом, завтраком полезно с двумя-тремя детьми посмотреть меню. Дети охотно расскажут остальным, что приготовлено на обед (завтрак). Очень скоро они запоминают меню целиком: "Будем есть борщ, котлету с картошкой, компот". Или: "Творог, кофе, булка с маслом".
Умывание.
Словарная работа во время этого режимного процесса осуществляется до и после непосредственных действии с водой и полотенцем. Действия с водой (открыть кран, пустить воду, намылить руки, смыть мыло) требуют от ребенка внимания и известного напряжения, хотя и увлекают его. В это время дети заметно хуже реагируют на обращенную к ним речь. Все внимание взрослых направлено на то, чтобы помочь малышу овладеть навыками мытья рук и умывания. Однако в подходящий момент воспитатель может напомнить детям знакомые стихи, например потешку "Водичка-водичка", прочесть новые произведения. "Надо срочно мыться,- говорит педагог малышу, сопровождая его в умывальную комнату, - потому что нос у Димы (Пети, Кати) грязный, рот тоже грязный, а глазки не блестят, едва глядят". Или спрашивает:
Кто тут будет - куп-куп,
По водичке - хлюп-хлюп.
Будет мыло пениться,
И грязь куда-то денется.
С. Капутикян
Приложение№1
Примерная структура планирования работы по развитию речи детей
и ознакомлению с окружающим в течение дня ( третий год жизни)
Формы организации работы с детьми | |||
Время дня | Режимные моменты | Непрерывная образовательная деятельность | Организация самостоятельной деятельности |
Утро | - Расширение словаря (обозначение предметов, их деталей, свойств,качеств, действий); - формирование видовых понятий на основе выделения существенных признаков ( одежда, посуда, обувь) | Развитие речи и ознакомление с окружающим ( разные виды) | - Создание сюжетно-игровой обстановки; - создание ситуаций, стимулирующих возникновение игровых замыслов |
День | - Поддерживать частные инициативные обращения, использование фраз вежливого обращения друг к другу и взрослым; - формирование вопросно - ответной речи в ситуациях самообслуживания | Прогулка -Наблюдение (объекты и явления природы, предметы ближнего окружения, социальные явления); - поручения, задания; - индивидуальная работа | - Организация пространственно- предметной среды для самостоятельной деятельности детей, для проявления инициативной речи, активности в действиях со знакомыми предметами ( закрепление полученного опыта) |
Вечер | -Вызвать положительное эмоциональное состояние через применение шуток, рифмовок, потешек, приговорок; - поощрять моменты самоорганизации в разных видах самообслуживания и др. Формы работы могут быть разные | в образовательной деятельности ( по другим видам деятельности) предусматривать задачи развития речи | - Создание условий для экспериментирования с предметами; -рассматривание книг; -чтение сказок, стихов и др. |
Приложение №2
Игры и задания, направленные на формирование навыков самообслуживания и культурно- гигиенических навыков
Формирование культурно-гигиенических навыков
1. Игра "Водичка, водичка!"
Цель: формировать интерес к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.
Оборудование: две куклы.
Ход игры: взрослый показывает детям двух кукол и говорит, что куклы хотят обедать, но у них грязные руки и лицо. Взрослый спрашивает: "Что надо сделать? Надо вымыть куклам руки! Попросим водичку. Водичка, водичка , умой моё личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щёчки краснели, чтоб кусался зубок, чтоб смеялся роток!" Показывает и рассказывает детям, как надо мыть куклам руки и лицо перед обедом. Далее предлагает детям вымыть свои руки и лицо по подражанию. При этом взрослый повторяет потешку "Водичка, водичка!"
2. Занятие "Вымой руки"
Цель: учить мыть руки.
Оборудование: заяц резиновый.
Ход занятия: взрослый обращается к ребёнку: " Мы пришли с прогулки, нам нужно вымыть ручки. Зайчик будет смотреть, как мы моем ручки". Взрослый ставит игрушку на край умывальника и показывает ребёнку движения руками под струёй воды. В конце процедуры взрослый от имени зайчика хвалит ребёнка.
В дальнейшем навык мытья рук усложняется: ребёнка учат открывать кран с водой, намыливать руки мылом, вытирать полотенцем и вешать полотенце на крючок.
3. Занятие "Сделаем лодочки"
Цель: учить последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого.
Ход занятия: взрослый обращает внимание ребёнка на то, что при мытье рук надо соблюдать последовательность действий:
1. Засучить рукава, проговаривая потешку:
Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит!;
2. открыть кран;
3. сложить ладони рук "лодочкой";
4. подставить руки под струю воды;
5. Закрыть кран;
6. вытереть руки полотенцем.
Затем взрослый предлагает ребёнку выполнить действия по подражанию, обращая внимание ребёнка на положение рук.
4. Занятие "Мыльные перчатки"
Цель: учить намыливать руки с внешней и внутренней стороны.
Оборудование: детское мыло, полотенце.
Ход занятия: взрослый подводит ребёнка к умывальнику, стоит за его спиной, берёт в руки мыло и показывает круговые движения рук с мылом. Затем ребёнку передаёт кусок мыла и просит повторить движение намыливания. Намыливание рук нужно проводить до тех пор, пока не образуется белая пена. Обращается внимание ребёнка на белые ручки, взрослый говорит: "Вот, какие у нас перчатки белые!" Далее взрослый помогает ребёнку смыть пену под струёй воды, при этом проговаривает одну из потешек. Например:
Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,
Чистые ладошки, вот вам хлеб да ложки!
В кране булькает вода. Очень даже здорово!
Моет рученьки сама Машенька Егорова ( или взрослый называет имя ребёнка)
Знаем, знаем, да,да, да!
Где тут прячется вода!
В конце игры взрослый хвалит ребёнка и обращает внимание на его чистые руки. При затруднениях используются совместные действия взрослого и ребёнка.
5. Занятие "Умывалочка"
Цель учить умываться.
Оборудование: зеркало, полотенце.
Ход занятия: взрослый приводит ребёнка ( после сна) в ванную комнату, просит ребёнка посмотреть на себя в зеркало, обращает его внимание на глазки, ротик, щечки и т.д. Предлагает ребёнку умыться вместе с ним, при этом показывает, как это нужно сделать. В процессе действия взрослый произносит потешку:
Выходи, водица, мы пришли умыться!
Лейся на ладошку по-нем-нож-ку...
Нет, не понемножку-посмелей,
будем умываться веселей!
В конце умывания взрослый учит малыша вытирать лицо насухо полотенцем, просит посмотреть на себя в зеркало, произносит: "Ай, какой чистый ребёнок, посмотри на себя в зеркало!"
6. Игра "Делаем причёску"
Цель: учить держать в руке расчёску и расчёсывать волосы движениями сверху вниз.
Оборудование: зеркало, расчёска, нарядная кукла.
Ход игры: взрослый демонстрирует ребёнку куклу и обращает внимание на её причёску: "Посмотри, у куклы красивая причёска: длинные, ровные волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!" Взрослый расчёсывает перед зеркалом волосы ребёнка, затем просит малыша попробовать расчесаться самому: дает расчёску в руки ребёнку при этом помогает ему удерживать расческу, вести руку с расческой сверху вниз. В конце расчёсывания просит ребёнка посмотреть в зеркало, обращает его внимание на то, что он стал таким же красивым, как кукла.
7. Занятие "Почистим зубки"
Цель: учить чистить зубы.
Оборудование: две зубные щётки, стакан с водой, зеркало.
Ход занятия: взрослый просит ребёнка посмотреть в зеркало и улыбнуться, при этом обращает его внимание на зубы. Затем говорит, чтобы зубки не болели, нужно уметь их чистить.
Взрослый достает две щётки: одну дает в руки ребёнку, а другой показывает, как нужно проводить щеткой по зубам, при этом проговаривается потешка:
Ротик, ротик!Где ты ротик?
Зубки, зубки! Где вы Зубки?
Щечка, щечка!Где ты щечка?
Будет чистенькая дочка!
В конце игры взрослый с ребёнком смотрят в зеркало и улыбаются, показывая при этом чистые зубы. При затруднениях используются совместные действия взрослого и ребёнка.
8. Занятие "Фонтанчики"
Цель: учить полоскать рот.
Оборудование: стакан.
Ход занятия: взрослый подводит ребёнка к зеркалу в ванной комнате и предлагает пускать фонтанчики, при этом проговаривает потешку:
Наберём водичку в рот
Пусть фонтанчик оживет!
Взрослый набирает в рот воду и показывает, как выпустить изо рта, затем, как надо полоскать рот. Ребёнку предлагается сделать так же. В конце игры взрослый хвалит ребёнка.
9. Игра "Кукла заболела"
Цель: учить пользоваться носовым платком.
Оборудование: кукла, носовые платки.
Ход игры: взрослый демонстрирует детям куклу и говорит: "Вот кукла Маша, заболела, ей трудно дышать носиком. В кармане у нее лежит носовой платок. Поможем Маше почистить носик!" Взрослый проговаривает потешку:
Маша заболела, трудно ей дышать,
Мы платочком будем носик вытирать!
Взрослый показывает детям, как правильно использовать носовой платок, демонстрируя действие на кукле. Предлагает детям повторить действие по подражанию.
10.Занятие "Носики- курносики"
Цель: продолжать учить пользоваться индивидуальным носовым платком.
Оборудование: индивидуальные носовые платки.
Ход занятия: взрослый проговаривает потешку, демонстрируя каждое действие:
Носовой платок в кармашке(достает платок из кармана)
Будем нос им вытирать. ( показывает действия с платком)
Чтобы носик, наш курносик, (убирает платок в карман)
Снова чистым был опять
Взрослый просит каждого ребёнка, показать, как он умеет пользоваться носовым платком.
Формирование навыков самообслуживания
1. Игра "Приведи куклу в порядок"
Цель: формировать интерес к самостоятельным действиям при одевании.
Оборудование: кукла, кукольная одежда.
Ход игры: взрослый приходит с раздетой куклой, приносит кукольные вещи и просит ребёнка помочь ему одеть куклу. При этом говорит: "Кукла Оля не может одеться, ей холодно, давайте оденем Олю, ей будет тепло! Сначала надо одеть трусики, потом майку, а затем платье". Взрослый предлагает ребёнку одевать куклу, соблюдая последовательность. При затруднении применяются совместные действия.
2. Занятие "Оденемся на прогулку"
Цель: учить одеваться, правильно соотносить предмет одежды с частью тела, застёгивать одежду на липучки.
Оборудование: одежда ребёнка.
Ход занятия: взрослый предлагает одеваться на прогулку: раскладывает вещи перед ребёнком и объясняет, что определённый предмет одежды надо надевать на определённую часть тела. Ребенок одевается, при затруднении взрослый помогает ему одеваться, обращает внимание на способ застежки липучкой.
3. Игра "Найди пару"
Цель: учить различать парную обувь, подбирать нужную пару обуви.
Оборудование: обувь-сапоги, ботинки, кукла Маша.
Ход игры: взрослый вводит ребёнка в игровую ситуацию: "Маша - растеряша разбросала свою обувь по разным углам. Она не может ничего найти сама. Один ботинок нашла, а другой найти не может, один сапог нашла, а другой не знает, где найти!" и т.д. Ребёнку предлагается помочь Маше найти нужную пару обуви. Взрослый показывает один ботинок, предлагает найти пару и т.д.
Далее взрослый предлагает ребёнку примерить Маше найденную обувь.
4. Игра "Оденем кукол"
Цель: знакомить с разными видами застёжек и способами застегивания.
Оборудование: куклы, одежда на застёжках ( молния, пуговицы, липучки, кнопки, крючки), коляски.
Ход игры: взрослый предлагает детям одеть кукол и покатать их в колясках: "Смотрите, какая у кукол красивая одежда!" Взрослый вместе с детьми рассматривает каждый предмет, обращает их внимание на застёжки и демонстрирует способы застёгивания.
Предлагает детям самостоятельно одеть кукол, после чего покатать их в коляске.
5. Ира "Обед у кукол"
Цель: формировать интерес к самостоятельным действиям при накрывании стола к обеду.
Оборудование: игрушечная посуда, скатерть, две куклы.
Ход игры: взрослый просит ребёнка накрыть стол для кукол, показывает необходимые предметы и действия с ними. Затем предлагается ребёнку посадить кукол за стол и угостить обедом.
6. Занятие "Убери со стола"
Цель: формировать самостоятельные действия; убирать посуду со стола, сметать крошки.
Оборудование: посуда, щетка, совочек.
Ход занятия: взрослый показывает, как убирать посуду со стола на поднос, предлагает детям действовать по показу. При этом взрослый комментирует действия: "Мы ставим на поднос тарелку, чашку, кладём ложку" и т.д.Затем взрослый показывает, как сметать крошки со стола, комментирует свои действия: "Крошки со стола сметем и совочком уберём!" Даётся возможность ребёнку действовать самостоятельно.
7. Занятие "Вымой посуду"
Цель: продолжать формировать самостоятельное действие - мыть посуду.
Оборудование: посуда (тарелки), губка, два тазика.
Ход занятия: взрослый показывает один тазик с грязной посудой и привлекает внимание ребёнка к мытью посуды: демонстрирует, как правильно держать тарелку, смачивать её водой, протирать мокрой губкой и ополаскивать в другом тазике с чистой водой, выкладывая тарелки на чистый поднос. Предлагается ребенку вымыть свою тарелку.
8.Занятие "Подготовь постель ко сну"
Цель: продолжать формировать интерес к самостоятельным действиям: учить расстилать свою постель.
Оборудование: кровать, подушка, простыня, одеяло, покрывало.
Ход занятия: перед тихим часом взрослый предлагает детям расстелить свои постели, показывает и комментирует последовательность действий:"Сначала снимаем и складываем покрывало, затем отворачиваем одеяло и поправляем подушку". После чего взрослый предлагает детям расстелить свои постели, при затруднениях помогает им.
9. Занятие "Почистим туфли"
Цель: вызывать интерес к самостоятельным действиям - учить чистить обувь, при помощи щетки.
Оборудование: обувь, щетка.
Ход занятия: взрослый обращает внимание детей на грязную обувь. Объясняет назначение щётки для обуви, показывает действия с ней, произносит потешку:
Щёткой чищу свои туфли
Раз, два,три!
Будут чистыми они
Раз,два,три.
10. Занятие "У нас порядок"
Цель: вызывать интерес к самостоятельным действиям: учить подметать пол.
Оборудование: веник, совок, ведёрко с водой, игрушки.
Ход занятия: взрослый говорит, что скоро в гости придут игрушки, обращает внимание, что в комнате беспорядок. Предлагает детям подмести пол. Затем взрослый показывает, как пользоваться веником и совком. Дается возможность детям действовать самостоятельно. После этого взрослый обыгрывает ситуацию: приходят игрушки в гости к детям (Чебурашка, Буратино, Петрушка и др.), они обращают внимание на порядок, спрашивают у детей, кто убирал в комнате.
Потешки для тех кто плачет или шумит
Потешки "Утренний приём"
Потешки при кормлении и обеде
Потешки при одевании на прогулку и на прогулке
Потешки "Готовимся ко сну"
Комментарии
Отправить комментарий